Энциклопедия философии онлайн
Малые сократические школы

Малые сократические школы

Платон был не единственным учеником Сократа (хотя и был наиболее оригинальным мыслителем его кружка), который после смерти учителя развивал философское мышление в его духе. Видным последователем философии Сократа был и Ксенофонт (ок. 425— 354 до н. э.). Как сообщает Диоген Лаэртский, между Ксенофонтом и Платоном было определенное соперничество. Оба они написали труды, относящиеся к личности Сократа. Ксенофонт, который сам не был оригинальным мыслителем, изображает личность и мысли своего учителя без собственных переделок, и, видимо, вернее. Это касается как «Воспоминаний о Сократе», так и «Пира» (диалог с таким же названием написал и Платон).

Ксенофонт провел большую часть своей жизни вне Афин. Он их покинул еще при жизни Сократа и перешел на службу к персидскому царю Киру, позже поселился в Спарте.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал более 40 работ. Центральное место среди них занимают труды, посвященные личности и идейному завещанию Сократа, затем «Анабасис Кира» и работа, названная «Воспитание Кира». Диоген Лаэртский отмечает, что он «был также первым философом, кто написал историческое произведение» .

Ксенофонт в отличие от Платона лишь передает идейное завещание Сократа. Именно в этом состоит его значение для истории философского мышления. Следует также упомянуть, что он первый, у кого мы встречаем трактат под названием «Экономикос», в котором рассматриваются проблемы управления «рабами и хозяйством».

Ряд учеников Сократа, ярых противников афинской демократии, покинули Афины еще при его жизни, другие последователи Сократа ушли из Афин после его смерти. Это привело к возникновению так называемых малых сократических школ. И хотя они объединены одним названием, но имели различную философскую ориентацию. Название этих школ означает скорее определенное «ученическое» отношение основателей этих школ к самому Сократу. Школы весьма часто выступали друг против друга и против других учеников Сократа (например, Платона и Ксенофонта). «Философские» различия были так велики, что, в то время как мегарская и элидо-эритрейская школы тяготеют к идеализму, у киников преобладает материалистическая ориентация, у киренаиков весьма четко проводится атеистическая линия.

Исторически первой сократической школой была мегарская. Ее основателем был самый старший из учеников Сократа — Евклид из Мегары. Вершина его творчества приходится примерно на 400 г. до и, э. (он по крайней мере на 80 или на все 100 лет старше, чем известный математик Евклид). Прежде чем стать учеником Сократа, он находился под влиянием элеа-тов, в частности Парменида, поэтому его философия представляет определенный синтез учения элеатов с этической философией Сократа. Принцип добра в его философии абсолютизирован и превращен в самостоятельную сущность.

Для обоснования своего идеалистического учения Евклид из Мегары весьма часто использовал искусство спора. Как правило, он приводил примеры, предполагающие противоположность его позиции, и на основании того, что они ведут к противоречиям, доказывал истинность своей посылки.

Подобным образом доказывали свои воззрения и ученики Евклида, из которых по оригинальности в конструировании «ко спору ведущих» положений выделялся Евбулид из Милета. Весьма известны были его «парадоксы», названные Куча (с прибавлением которого зерна, собственно, образуется куча?) и Лысый (с выпадением которого волоса человек становится лысым?). Оба парадокса своеобразно представляют проблему взаимосвязи качества и количества. Рассуждение Рогатый является вербальным парадоксом (то, что ты не потерял, то ты имеешь, а так как ты не потерял рога, стало быть, ты их имеешь), который в такой же плоскости опроверг только Аристотель.

Совсем иным характером отличается другой парадокс, названный Лжец (если некий человек говорит о себе, что он лжет, возникает вопрос: если он говорит, что лжет, говорит ли он с необходимостью правду? И наоборот, если он говорит правду, то лжет ли?). Этот парадокс весьма часто был предметом логических рассуждений стоиков, в частности Хрисиппа. Он был предметом дискуссий и на переломе XIX—XX вв.

К представителям мегарской школы принадлежит Стильпон из Мегары, который использовал свое искусство спора для критики религиозных представлений.

Весьма близко к мегарской школе как по содержанию, так и по способу философствования стояла элидо-эритрейская школа. Виднейшими ее представителями были Федон из Элиды и Менедемос из Эритреи.

Мысли представителей этой школы дошли до нас лишь фрагментарно и в большинстве случаев через посредство других авторов.

Видимо, наиболее значительной из малых сократических школ была киническая школа. Возникает она в IV в. до н. э. (но с учением киников мы можем встретиться еще в имперском Риме в IV в. н.э.). Ее основателем был Антисфен (ок. 446—366 до н.э.). Он происходил из Афин и, судя по всему, сначала был учеником Горгия, у которого научился многому из ораторского искусства, а позднее становится учеником Сократа. Философия последнего оказала влияние на Антисфена и других представителей кинической школы лишь в области этического учения. В других вопросах киники, наоборот, весьма резко критиковали основные принципы идеализма и Сократа и Платона.

Антисфен, например, отстаивал воззрение о том, что существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. Поэтому реально существует лишь единичное, лишь отдельные вещи. Это является полностью противоположным решением проблемы отношения единичного и общего, которое мы находим в мегар-ской и элидо-эритрейской школах, а также у Сократа и Платона. Антисфен отвергает и идеалистическую интерпретацию души как вечную, бессмертную и противоположную смертному телу. Он характеризует ее как материальную и в определенном смысле аналогичную телу, которое ее содержит.

У Антисфена мы встречаемся также с зачатками рассуждений, относящихся к общей «методологии науки». Весьма интенсивно он занимается проблемой дефиниций, рассматривает некоторые характеристики взаимоотношения единичных, частных и общих понятий.

В центре интересов Антисфена, как и всей остальной кинической философии, находятся этические проблемы. Вершиной добродетели он считает автаркию, т. е. автономию нравственной личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести, и, хотя они осуждали чувственные наслаждения, из этого нельзя сделать вывод, что их этическим идеалом был аскетизм. Наоборот, согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению.

Наиболее известным пропагандистом кинической этики был Диоген из Синопа (ок. 404—323 до н.э.), известный своей скромной, непритязательной жизнью. Диоген Лаэртский описывает происшествие, будто бы имевшее место при встрече Александра Великого с Диогеном. Диоген грелся на солнце, когда к нему подошел Александр и предложил в знак уважения к его философии исполнить любое желание Диогена. Диоген попросил его лишь об одном — чтобы он не заслонял ему солнце 27. Идеал простой жизни киники весьма тесно связывали с возвратом к природе. Естественное удовлетворение природных потребностей, устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии являются главным смыслом кинической этики. Ее индивидуализм, отстранение от общественной жизни отражают прогрессирующее разложение античного греческого общества. Поэтому высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия — безразличие к миру, обществу, почестям и всем прочим ценностям.

Материалистическая и атеистическая ориентация была характерна для школы киренаиков. Ее основателем является Аристипп из Кирены (ок. 435— 350 до н. э.). Он был учеником Сократа, но его учение диаметрально противоположно воззрениям как Сократа, так и Платона. Аристипп признавал реальное существование чувственно воспринимаемых вещей. Однако сами по себе эти вещи непознаваемы. Единственное, чего мы можем достигнуть, — это ощущения. Ощущения Аристипп разделяет на приятные, которые называет добром, и неприятные, которые называет злом.

Так, собственно, в философии киренаиков ощущения являются определенным исходным пунктом выработки этики, которая (так же как и в других сократических школах) представляет центральную область всего философствования.

Этика киренаиков (в отличие от кинической) не отвергает приятные ощущения — наслаждения. Счастье человека состоит именно в наслаждении, удовольствии. Однако Аристипп утверждает, что человек, который руководствуется разумом, не подчиняется наслаждениям, но управляет ими.

С учением Аристиппа тесно связано учение Фео-дора, называемого Атеистом. Он доводит материалистические элементы учения Аристиппа до открытого атеизма. В работе «О богах» он не только выступает против конкретной формы тогдашней греческой религии, но и в принципе отвергает существование богов. Счастье человека он видел в хорошем настроении.

Становление философии малых сократических школ (IV в. до н. э.) происходит в то время, когда греческое античное общество уже пережило зенит своего развития, стали проявляться признаки приближающегося кризиса. Этот фактор тем или иным образом проецируется на содержание и способ философствования этих школ. Разрешение центральных этических проблем в большинстве случаев принимает определенную форму «бегства» от этого мира. Греческое философское мышление восходит, однако, еще в этом столетии к своей вершине — философии Аристотеля.



источник: История философии в кратком изложении (Сборник)

источник: Филослов.ру


просмотров: 523
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
ДЕЛЕЗ Deleuze Жиль 1925-1995 французский философ
Религия, репутация, Лучшие мысли
ТЕХНИКА
Основные черты развития школ типа VIA МОDERNA в XIV и XV вв
Проблема сознания в новом контексте
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Рождение идеи бытия (Парменид)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
АКСИОЛОГИЯ греч. axia ценность, logos слово, учение философская дисциплина
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
12pc.(One Docen): ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN/SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$3.99
End Date: Tuesday Jul-10-2018 14:54:13 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$39.00
End Date: Sunday Jun-24-2018 15:22:53 PDT
Buy It Now for only: $39.00
|
12 Inch Madame Statue La Negra Tomasa Statue Santeria Madam Madama Cuba Yoruba

$3.99
End Date: Saturday Jun-30-2018 17:09:18 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Mystifying Oracle Evil Eye EMBROIDERED PATCH - 4.25x3" spooky occult pagan ouija

$23.00
End Date: Monday Jul-16-2018 18:43:12 PDT
Buy It Now for only: $23.00
|
8" Oshun Statue Orisha Santeria Lucumi African God Figure Figurine Ochun

$12.95
End Date: Sunday Jul-1-2018 1:55:56 PDT
Buy It Now for only: $12.95
|
Sidr, Sedr, Ziziphus spina, Jujube tree leaves Powder 100g

$2.75
End Date: Monday Jul-9-2018 18:02:33 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VERDE SAN JUDAS Y VIRGEN DE GUADALUPE/GREEN SCAPULAR ST. JUDE 05571

$135.00
End Date: Wednesday Jul-18-2018 16:39:35 PDT
Buy It Now for only: $135.00
|
MUSEUM QUALITY SHRUNKEN HEAD REPLICA, JIVARO, TSANTSA, MUMMIEFIED, HUMAN HEAD

$13.00
End Date: Thursday Jul-5-2018 18:10:28 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
4.5" Statue Orisha Ochun Yoruba Santeria Lucumi Oshun Seven African Powers

$0.99
End Date: Tuesday Jul-10-2018 17:09:38 PDT
Buy It Now for only: $0.99
|
Alcoholics Anonymous AA Aluminum Medallion one day at a time teddy bear Token

$22.00
End Date: Wednesday Jun-20-2018 17:02:55 PDT
Buy It Now for only: $22.00
|
8 Inch Statue Bust of Jesus Malverde Sinaloa Figurine Mexico Estatua Figure

$5.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jun-24-2018 12:59:36 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Сунь-цзы Искусство войны (подарочное издание)
Искусство войны (подарочное издание)
Древний китайский трактат ИСКУССТВО ВОЙНЫ, написанный более двух тысяч лет назад таинственным воином и философом Сунь-цзы, - классическое руководство по стратегии поведения в конфликтах любого уровня - от психологического соперничества до военных действий.
В данном переводе трактат представлен в контексте даосской философии. Характерные для даосизма представления о человеческой природе, сущности возникающих конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций дают возможность применять силу без грубого насилия и побеждать еще до начала открытого противостояния. С этой точки зрения ИСКУССТВО ВОЙНЫ может считаться настольной книгой политиков, политологов и психологов. Для более ясного понимания идей, изложенных в трактате, его текст сопровождается комментариями одиннадцати китайских стратегов и военачальников.
Издание иллюстрировано репродукциями произведений изобразительного искусства Китая, Японии и Кореи из музеев, галерей и частных коллекций многих стран мира....

Цена:
2143 руб

Умберто Эко Искусство и красота в средневековой эстетике Arte e bellezza nell'estetica medievale
Искусство и красота в средневековой эстетике
Мировую славу Умберто Эко обрел как автор шести романов, ставших вечной классикой. Однако сам он считает куда более важной свою научную работу. Выдающийся семиолог, медиевист, культуролог и массмедиолог, почетный профессор многих университетов, в академической среде Эко фигура не менее масштабная, чем в художественной литературе.

Одна из главных сфер его научной деятельности — медиевистика, и в этой книге Эко знакомит неспециалистов с работами крупнейших мыслителей Средневековья — таких как Фома Аквинский, св. Бонавентура, Дуне Скот и Уильям Оккам, — занимавшихся проблемами эстетики. Что такое красота? Из чего она складывается - в природе, в искусстве, в Боге, в человеке? Существует ли красота истинная, объективная, независимая от созерцателя? Поиск ответов на эти вопросы в Средние века позволяет глубже понять наше собственное чувство прекрасного и по-новому оценить разнообразные проявления красоты в окружающем нас мире....

Цена:
390 руб

Лев Выготский Психология искусства
Психология искусства
Книга выдающегося психолога и теоретика искусства Льва Семеновича Выготского стала итогом его работ 1915–1922 гг. Книга готовилась к печати, однако опубликована была лишь в 1965 году, после смерти автора, и завоевала всеобщее признание. В своем исследовании Выготский обращается к классическим произведениям разных жанров. Главный вопрос, который ставит автор: что делает произведение художественным, что превращает его в творение искусства? Анализируя структуру художественного текста, Выготский воссоздает механизм его восприятия. В этом ученый видел путь, позволяющий проникнуть в тайну великих произведений искусства, узнать, в силу чего греческий эпос или трагедии Шекспира продолжают нас волновать, оставаясь для нас такой же загадкой, какой они были и сотни лет назад....

Цена:
142 руб

Никколо Макиавелли Государь
Государь
Сочинения Никколо Макиавелли, созданные в Средние века, и в XXI веке привлекают внимание политиков, общественных деятелей, исследователей и любителей изящной словесности: его политические трактаты полны актуальных принципов и рекомендаций, а художественные сочинения не утратили блестящего юмора и свежести.
Шедевр итальянского писателя и дипломата - "Государь" - был задуман как учебник для самодержцев всех времен. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для ее укрепления. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя - вот от чего зависит, по мнению Макиавелли, успех проводимой им политики.
В книгу вошли наиболее известные исторические, политические и художественные произведения Никколо Макиавелли....

Цена:
260 руб

Н. О. Лосский. Избранное
Н. О. Лосский. Избранное
Издание 1991 года. Сохранность отличная.
В эту книгу вошли такие работы как: "Обоснование интуитивизма", "Мир как органическое целое" и "Свобода воли".
Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания В.П. Филатова....

Цена:
579 руб

Айн Рэнд Введение в объективистскую эпистемологию Introduction to Objectivist Epistemology
Введение в объективистскую эпистемологию
Эта книга Айн Рэнд - изложение объективистской теории понятий. Айн Рэнд предложила чрезвычайно смелое и оригинальное решение проблемы универсалий, которое существенно повлияло на развитие современной философии.
Яркий и страстный стиль изложения делает философскую книгу Айн Рэнд не менее интересной, чем иной бестселлер со стремительно развивающимся сюжетом.
Блестяще аргументированная работа Айн Рэнд дополнена выдержками из ее необычных семинаров по объективистской эпистемологии. В них участвовали философы, физики, математики, которые задавали Айн Рэнд вопросы, касающиеся ее теории понятий. Нам предоставлена редкая возможность следить за логикой рассуждений автора в живой дискуссии, в стремительном вихре дебатов, "слышать" живой голос Айн Рэнд....

Цена:
320 руб

Бронислав Виногродский, Лао-цзы Книга об истине и силе. В переводе и с комментариями Б. Виногродского
Книга об истине и силе. В переводе и с комментариями Б. Виногродского
"Дао Дэ Цзин" (КНИГА ОБ ИСТИНЕ И СИЛЕ) Лао-цзы - одна из величайших книг человечества наряду с Библией, Торой, Кораном и Бхагават-Гитой, определившая контуры современной мировой культуры. В чем секрет этого древнего текста, читатель узнает из настоящего издания, которое содержит новый перевод и уникальное авторское толкование "Дао Дэ Цзин".
Для Бронислава Виногродского, переводчика и комментатора, "Дао Дэ Цзин" не только любимая книга, но и бесконечный источник мудрости, книга-судьба, способная направлять потоки силы, с помощью которых человек может в совершенстве управлять своей жизнью и, следовательно, быть управителем целого мира.
То, что содержит данная книга, - плод многолетних размышлений и исследований Бронислава Виногродского, а также практики использования этого знания в самых разных обстоятельствах творческого, предпринимательского и общественного бытия.
КНИГА ОБ ИСТИНЕ И СИЛЕ - это не только новый, но и более точный перевод на русский язык названия "Дао Дэ Цзин".
Данная публикация продолжает авторскую серию изданий "Искусство управления миром", которые всесторонне и на лучших образцах знакомят с вершинами китайской философии и практики ведения дел, понимания жизни и способов принятия решений....

Цена:
1150 руб

И. А. Ильин Сильная власть. Русская идея
Сильная власть. Русская идея

Творчество выдающегося русского философа, государствоведа и православного мыслителя первой половины XX в. Ивана Александровича Ильина посвящено величию России, русской идее и исследованию духовно-социальных противоречий, едва ли не стоивших гибели многовековой русской цивилизации. Даже в вынужденной эмиграции, куда он был насильно изгнан большевиками, Ильин оставался активным, деятельным патриотом, борцом за русскую идею. Его труды оказали значительное влияние на мировоззрение патриотических сил русского зарубежья. К счастью, в последние десятилетия труды Ильина находят все большее признание на Родине.

В настоящее издание вошли фундаментальные работы, написанные И.А.Ильиным на протяжении всей жизни. Книги "Понятия права и силы", "О сущности правосознания", "О монархии и республике" посвящены вопросам власти и государственного устройства. В совершенстве зная историю и философию права, мыслитель раскрывает перед читателем духовный смысл и государственное предназначение органов власти. Исходя из национальных интересов России, он дает ответы на вопросы о сущности государства и развитии форм правления. Сборник статей "Наши задачи" включает статьи, которые конфиденциально рассылались членам Русского Обще-Воинского Союза. Это изложение принципов будущего государственного устройства, где основное внимание уделено вопросам духовно-нравственного воспитания и формирования правосознания граждан России.

...

Цена:
759 руб

Славой Жижек Киногид извращенца. Кино, философия, идеология
Киногид извращенца. Кино, философия, идеология
В сборник вошли эссе Славоя Жижека о кинематографе, который он интерпретирует через призму современной философии, социологии и популярной культуры: от "классики" Хичкока и "модернизма" Тарковского и Кеслёвского до постмодерна Линча и таких "идеологических" фильмов, как "Акт убийства" или "Бэтмен"....

Цена:
510 руб

Айн Рэнд Добродетель эгоизма The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism
Добродетель эгоизма
Айн Рэнд - наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров - "Атлант расправил плечи", "Источник", "Гимн" и др.

Книга "Добродетель эгоизма" представляет собой сборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы и объединенных одной темой - защитой концепции "разумного эгоизма" как этической основы свободного капиталистического общества.
Автор на редкость живо и убедительно доказывает, что только в рамках системы, которая ставит во главу угла права личности и разум, люди могут свободно развиваться и обретать счастье, не оказываясь порабощенными диктаторами, государством и другими людьми. А значит - только такую систему можно признать нравственной и соответствующей человеческой природе....

Цена:
195 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования