Энциклопедия философии онлайн
Философско-теологический аристотелизм

Философско-теологический аристотелизм

В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схоластики разделились на два главных лагеря. Консервативное течение настаивало на сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но с применением одновременно и философских элементов аристотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций августин-ского мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилоь наконец в новую теолого-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

В традиции августинизма в XIII в. продолжали работать преимущественно францисканские ученые, прежде всего в Парижском университете (наиболее полное выражение августинизма находим у Бонавентуры) и в Оксфорде (в философии природы Гроссетеста).

Одним из первых профессоров Парижского университета, который в упомянутом смысле соединял августинизм с аристотелизмом, был францисканец Александр из Гэльса (1170—4245). Его обширная «Summa universae theologiae», которую он написал в четвертом десятилетии XIII столетия, стала важным звеном на пути к основным схоластическим системам. Она содержит элементы из произведений различных авторов, причем не только строго ортодоксальных, как Ансельм Кентерберийский и Бернар из Клерво, но и таких, как Абеляр. Для дальнейшего развития схоластики был важнее интерес Александра к Аристотелю и его арабским комментаторам. В теологии он доказывал существование бога как августиновским, так и аристотелевским способом. В теории познания он утверждал, так же как и Августин, что познание первых сущностей нуждается в божественном опосредствовании (бог освящает человеческий разум), но в то же время исходил и из аристотелевского понимания, состоящего в том, что познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции. Он принял теорию Аристотеля о форме и материи, применял ее и к нетелесным предметам, введя понятие «духовная материя». Его произведения способствовали освоению Аристотеля теологией.

В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в середине XIII в. начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного идейного и философского синтеза. Одним из тех, кто внес большой вклад в освоение аристотелизма католической философией, был францисканец Джовамни Фиданца, называемый Бонавентурой (1221 — 1274). Учился он в Париже, был учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел своего учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Парижского университета, позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля, но полагал, что его философия не соответствует в полной мере христианству, поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура сохраняет верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился к выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские взгляды и идеи необходимо искать прежде всего в этой области.

Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением аристотелизма и августинизма, теории абстракции с теорией «освещения души», рационализма с мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если источником познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем более он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при помощи экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.

Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации двух древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира. Были это метафизика света и теория «зародышевых доказательств». Метафизика света была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла в том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи, или, если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей формой всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету, зависит и их включение в него. Теория «зародышевых доказательств» служила основой объяснения развития предметов. Закономерности их развития были бы непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них с самого начала скрыт «зародыш», который определяет развитие предмета и управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил с аристотелевской теорией, отождествил «зародыш» с «формами» вещей таким же образом, как и в, теории свeта. «Зародышам» он, однако, приписывал сверхъестественное происхождение — в этом он опирался на Августина. Он утверждал, что «зародыши» вещей содержатся в божественном разуме, откуда они и вливаются в вещи.

Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего представители ордена францисканцев — сначала во Франции, затем, позже, в английском Оксфорде.

Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Некоторые авторы аргументируют это тем, что речь идет о неоплатонизирующем аристотелизме на службе августинской и францисканской теологии 6.

Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн из Ла-Рошели, в английском Оксфорде — Адам из Марш, его учениками были архиепископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Акваспарта и др. Один из выдающихся итальянских деятелей XIII—XIV вв.— поэт Данте Алигьери — также был весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние и неоплатонической философии, и интеллектуализма, близкого томизму.



источник: История философии в кратком изложении (Сборник)

источник: Филослов.ру


просмотров: 663
Этапы дискуссий о модерне в философии
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
АВАТАРА
Москва - Третий Рим
МЕГРЕЛИДЗЕ Кита
Жизнь и сочинения Дильтея
Начала философского мышления
Полководец, помпея, Лучшие мысли
ПСИХОЛОГИЯ
Представительство, преследование, Лучшие мысли
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Rosario Santa Muerte Holy Death Rosary Grim Reaper Made in Mexico Wood

$3.95
End Date: Friday Sep-20-2019 8:40:32 PDT
Buy It Now for only: $3.95
|
1948 - IMMORTAL CHAPLAINS - Block of Four Vintage U.S. Postage Stamps

$25.00
End Date: Wednesday Aug-28-2019 17:53:58 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
9" Santa Muerte Blanca White Holy Death Statue Grim Reaper Figure Skull Skeleton

$10.50 (2 Bids)
End Date: Wednesday Aug-21-2019 9:26:12 PDT
|
Lot of Religious Items Rosaries Medals Angels Pins Keychain AS IS

$29.99
End Date: Friday Sep-13-2019 9:18:46 PDT
Buy It Now for only: $29.99
|
8 “ Papa Candelo Statue Figurine Figure Santeria Lucumi Elegua 21 Division

$10.00
End Date: Thursday Aug-22-2019 12:06:47 PDT
Buy It Now for only: $10.00
|
Narcotics-Anonymous-AA-NA-Bronze-Medallion-No Matter What Club

$6.61
End Date: Saturday Sep-14-2019 11:29:44 PDT
Buy It Now for only: $6.61
|
Mini Shrunken Head

$39.00
End Date: Thursday Aug-22-2019 14:33:05 PDT
Buy It Now for only: $39.00
|
12.5" Santa Muerte Statue Holy Death Grim Reaper Skull 7 Colors Siete Potencias

$10.00
End Date: Friday Sep-20-2019 11:53:39 PDT
Buy It Now for only: $10.00
|
2.4 Lbs Alcoholics Anonymous Car wash Peter piper Misc Random Coins Tokens

$8.00
End Date: Wednesday Aug-21-2019 15:19:57 PDT
Buy It Now for only: $8.00
|
Vintage Magatama Black Onyx Gemstone Shinto Priest Meditation Pendant Amulet

$24.99
End Date: Thursday Sep-19-2019 19:42:38 PDT
Buy It Now for only: $24.99
|
7.25" Santisima Rainbow Santa Muerte Statue Holy Death 7 Color Grim Reaper

$13.99
End Date: Wednesday Aug-21-2019 11:58:27 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
6” Diosa Del Mar Yemaya Statue Santeria Lucumi African God Yemoja Yoruba

$120.00
End Date: Monday Sep-16-2019 18:34:49 PDT
Buy It Now for only: $120.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования