Энциклопедия философии онлайн
Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте

Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте.

Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 г. в деревне Рамменау в Восточной Пруссии. Его отец был крестьянином, а одновременно и ремесленником. Иоганн Готлиб (первенец в семье с восемью детьми) рано обратил на себя внимание окружающих жаждой знаний, феноменальной памятью. В двенадцать лет благодаря покровительству местных пастора и помещика одаренный мальчик был отдан в школу в Мейссене, а с 1774 г. он шесть лет обучался в привилегированном учебном заведении (Пфорта), которое, впрочем, вспоминал без особой радости и благодарности. В 1780 г. восемнадцатилетний Фихте поступил на теологический факультет Йенского университета; а затем, переехав в Лейпциг, продолжил обучение уже в университете этого города. По окончании университета Фихте подобно Канту ничего не оставалось, как искать место домашнего учителя. В конце 80-х годов Фихте был домашним учителем в Цюрихе (однако из-за конфликта с родителями своих воспитанников он потерял и эту работу).

Фихте несколько лет не мог выбрать главное занятие жизни. Биографы сообщают, что его бурная, страстная натура, дух, по собственным словам Фихте, "исполненный прожектерства", сделали поиски основного жизненного пути нелегкими: Фихте то занимался переводами, то порывался издавать журнал для дам, то намеревался стать писателем, автором новелл и трагедий, то начинал мечтать о карьере проповедника. Главное, что поначалу это были попытки найти для себя практическое, а не теоретическое поприще. "Я охвачен только одной страстью, только одной потребностью, обладаю только одним адекватным самоощущением — действовать вовне. Чем больше я действую, тем я счастливее". Но довольно скоро, в начале 90-х годов, все сомнения разрешились, выбор был сделан быстро и окончательно, причем в пользу не практического поприща, а науки, теории, и именно науки философской.

Причина столь стремительной смены ориентации была довольно проста и для того времени более чем обычна: Фихте стал читать сочинения Канта и не просто увлекся, а "заболел" кантовской философией. Он "стремглав бросился" в глубины этой философии с намерением стать ее последователем, интерпретатором и продолжателем. Время страстного увлечения философией Канта Фихте считал едва ли не самым счастливым в своей жизни, ибо великие идеи, по его признанию, дали покой душе, дисциплинировали воображение ("у меня безудержное", как признавался сам Фихте). В 1791 г. произошла его встреча с Кантом, которая, вопреки ожиданиям экзальтированного Фихте, оказалась более чем прохладной: Кант никому не хотел доверить роль "полномочного представителя" его идей, да и сам Фихте к тому времени все более стремился к выработке самостоятельной позиции в философии. Вероятно, по совету Канта Фихте решился написать и опубликовать свой первый философский опус. Это была работа «Опыт критики всяческого откровения», опубликованная в 1791 г. Влияние кантовских идей в ней все же было столь сильным, что поначалу ее и приняли за сочинение самого Канта. Потом недоразумение рассеялось благодаря разъяснению кенигсбергского профессора, который уточнил, что ни письменно, ни устно не принимал участия в работе Фихте, "этого одаренного автора". Казус послужил на пользу Фихте — он сразу приобрел известность в философии.

Следующий период в жизни Фихте тесно связан с тем огромным влиянием, которое на его свободолюбивую натуру оказала Французская революция. В 1793 г., когда "занавес" революционного действа уже опускался, Фихте написал и опубликовал два весьма смелых сочинения — «Востребования от государей Европы свободы мысли, которую они до сих пор угнетали» и «К исправлению суждений публики о Французской революции. Часть первая: к обсуждению ее правомерности». Под влиянием Французской революции, а в особенности ее лозунгов, под воздействием "порывов" свободомыслия в своей стране Фихте создал философскую cuстему, в основание которой был положен принцип свободы и достоинства человека.

С 1794 по 1799 гг. Фихтр занимал кафедру философии, в Йенском университргр, который в те годы был одним из самых блестящих научных и философских центров Европы. Почетное приглашение Фихте в университет Йены не было случайностью. Хотя Фихте только вступал на путь создания собственной системы философии, он уже приобрел славу блестящего оратора, вдохновенного лектора. Сам Гёте повлиял на приглашение Фихте в Йену. Лекций Фихте, приобретшего также, по отзывам современников, славу "отважнейшего защитника прав человека", с нетерпением ожидала охваченная свободолюбием часть образованной публики. По прибытии новый профессор прочел курс «О назначении ученого», где теоретические проблемы философии были тесно увязаны с социально-политическими, нравственными вопросами. Аудитория была заполнена до отказа. Скоро Фихте стал одним из самых знаменитых и почитаемых профессоров философии в Германии. "Фихте хочет через посредство философии руководить духом эпохи", — такое мнение высказывал один из его слушателей. На молодого преподавателя, правда, сразу взвалили огромную работу: он читал лекции пять дней в неделю, причем ежедневно по три курса, и одновременно успевал писать свои сочинения. В 1794 г. было опубликовано произведение «О понятии наукоучения или так называемой философии», содержащее первый набросок системы; в 1795 г. последовал «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности», а также ряд работ, посвященных проблемам слова, языка, объекта философии. В 1796 г. в продолжение никогда не ослабевавшего интереса к "практической философии", но уже после создания системы философии теоретической и на ее фундаменте Фихте публикует «Основы естественного права», пишет рецензию на работу Канта «О вечном мире». В 1798 г. наступает черед философии религии. Так дополняется и приобретает целостную форму фихтевская философская система. Но автор принужден то и дело возвращаться к самому ее основанию — к новой проработке исходного понятия "наукоучение" и связанного с ним толкования других фундаментальных для фихтеанства категорий. Отчасти это было связано с тем, что задуманная Фихте новаторская система и не могла быть ясной, четкой при первых подходах к ней. Сам автор, при его честолюбии и уверенности в оригинальности, значимости своих философских идей, все же самокритично признавал скорее "гипотетический характер" первых вариантов «Наукоучения», обещая читателю, что в дальнейшем обстоятельно разработает свою систему и изложит ее в "достойной форме". Фихте сдержал свое обещание — он предпринял несколько попыток переиздания, а потом и более ясного и глубокого изложения «Наукоучения» (переиздание 1798, варианты 1801, 1804 и 1805 гг.). В 1801 г. он написал также работу с броским и претенциозным названием — «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Но понимания Фихте так и не добился: "ясным, как солнце", наукоучение не стало.

В предисловии ко второму изданию работы «О понятии наукоучений, или так называемой философии» (1798) Фихте описывает, какое впечатление на философское сообщество произвел первый вариант наукоучения. "Слабоумный смех и пошлое издевательство" — такова была реакция. Одни, более добродушные, считали, что автор подшутил над читателями; другие, более злобные, всерьез подумывали, не следует ли поместить Фихте "в известные благотворительные учреждения". "Было бы очень поучительным вкладом в историю человеческого духа, — замечает Фихте, — если бы можно было рассказать, как принимались некоторые философские теории при их первом появлении...". К числу таких "курьезов", которые, как полагает Фихте, следовало бы собрать для потомства, относятся первоначальные отклики на появление кантовской системы. Утешает Фихте разве то, что "многие молодые высокоодаренные головы ухватились" за наукоучение. Среди "высокоодаренных голов", которые действительно испытали глубочайшее влияние философии Фихте, были молодые Шеллинг и Гегель. Шеллинг называл Фихте "титаном в стране мысли". Но так думали далеко не все в среде молодежи, тяготевшей к философии. Хотя Фихте уже был славой Йенского университета, над его головой стали сгущаться тучи. Сначала разразился его конфликт со студенческими корпорациями, а потом возник печально знаменитый "спор об атеизме".

В чем же состояли эти конфликты, какова была их суть? Фихте-философ был ярчайшей личностью. "Нужно не обладать философией, а быть ею", — так выразил он однажды подлинную цель всех своих философских писаний, речей и действий. И это значило по существу дела только одно: "Нужно быть свободным!". Немудрено, что враги Фихте стали распространять слухи о "революционном" содержании его лекций «О назначении ученого». Но Фихте опубликовал их в виде книги, что отчасти умерило стремления обвинить молодого профессора в "неблагонадежности". Затем Фихте вменили в вину то, что он назначил лекции в часы богослужения — с намеком, будто это граничит чуть ли не с богохульством. Но самый громкий скандал разразился из-за того, что Фихте, привлекая к себе свободолюбивые молодые умы, настраивал их против студенческих корпораций. Некоторые последователи Фихте приняли решение эти корпорации закрыть. Постепенно, однако, решимость студентов покончить с давними нравами и традициями ослабла. Враги Фихте умело воспользовались этим, спровоцировав хулиганские выходки некоторых студентов против профессора и его семьи. Фихте был вынужден взять отпуск. Два года были посвящены только исследовательской работе. Однако передышка не принесла успокоения: мнение и студентов, и профессуры, и обывателей Йены все более обращалось против беспокойного, страстного нрава Фихте и самой его философии, которую все чаще связывали с проповедью эгоизма, аморализма, даже атеизма.

"Спор об атеизме" не заставил себя ждать. Один из бывших слушателей и почитателей Фихте Ф.К. Форберг решил опубликовать в «Философском журнале» при Йенском университете статью о понятии религии; субъективное чувство человека он сделал главным в обосновании этого понятия. Фихте не советовал Форбергу публиковать статью, но тот настаивал на публикации. Тогда Фихте сам написал статью «Об основании нашей веры в некоторое Божественное управление миром». Журнал, содержащий обе статьи, появился летом 1798 г. Это и стало началом "спора об атеизме". Появилась анонимная брошюра, громящая "атеизм" Форберга и Фихте. В дело вмешались представители религиозных инстанций, обратившиеся к Вюртембергскому курфюрсту, а тот "передал эстафету" Веймарскому герцогу. Журнал был конфискован. По мнению ряда биографов, у Фихте была возможность замять скандал и пойти на компромисс с университетскими и церковными властями. Но Фихте писал гневные "оправдательные" сочинения и письма. Многие, даже Гёте, не одобряли "безрассудной надменности" Фихте в деле об атеизме. Непреклонность Фихте привела к тому, что ему пришлось покинуть Йену. В начале марта 1800 г. он переселился в Берлин. где стал читать частные курсы лекций по философии. Лекции имели не меньший успех, чем в Йене. Так, зимой 1804-1805 гг. он читал курс, потом вышедший в виде книги «Основные черты современной эпохи». На лекциях были не только молодые, но и зрелого Возраста, нередко знатные, сановные слушатели (например, будущий канцлер фон Бейме, министр фон Альтенштейн). На основе другого курса лекций была создана книга «Назначение человека». Между тем новаторство, независимость мысли, постоянная готовность к спору лишали Фихте и расположения друзей: на рубеже веков не выдержала испытания интеллектуальная дружба с Шеллингом. Но идейные размежевания с выдающимися мыслителями заставляли Фихте уточнять свою оригинальную философскую концепцию: в 1804 г. был создан новый вариант «Наукоучения». Слава Фихте росла, ему предлагали профессуру различные университеты (между прочим, среди приглашений одно было из России, из университета Харькова).

Вскоре Германия вступила в войну с наполеоновской Францией и была оккупирована французскими войсками. Интеллектуалы Германии по-разному реагировали на этот поворот истории. Одни надеялись, что "дух свободы", пробужденный Французской революцией, окажет положительное влияние на освободительное движение в Германии, все ещё пребывавшей в тисках крепостного права, феодальной раздробленности и многих ограничений политической свободы. Отчасти надежды эти оправдались. Однако были и такие выдающиеся умы Германии, которые с самого начала не верили в свободу, обретенную с помощью солдатских штыков и в результате оккупации страны иноземцами. К их числу принадлежал и Фихте. Дело национального самоопределения и народной свободы он принял близко к сердцу. В 1806 г., в начале войны, он обратился к королю с просьбой позволить ему сражаться в войсках и получил от высокопоставленных чиновников ответ: "слово" в войне скажет король со своими войсками; для человека же ранга Фихте более уместно участвовать в событиях с помощью "красноречия", в подготовке национального духа к победе. Фихте выполнил наказ: в 1808 г., во время пребывания наполеоновских войск в Берлине, философ выступил в Берлинской академии при небывалом стечении слушателей с «Речами к немецкой нации». Этот важнейший документ, который впоследствии подвергся различным, в том числе националистическим и даже нацистским интерпретациям, исторически был связан с формированием национального сознания и единства немецкого народа в период его освободительной войны. Он и должен восприниматься в данном контексте. В 1810 г. Фихте стал профессором и ректором Берлинского университета. Еще до войны, а потом и во время оккупации выдающийся философ читал курсы лекций, которые вышли в виде печатных сочинений только после его смерти: то были лекции о наукоучении (1804, 1813), о нравственности (1812), о назначении ученого (1811), «Факты сознания» (1810-1811). Когда в 1813 г. началась освободительная война Германии против побежденного в России Наполеона, Фихте снова рвался в бой — хотя бы в качестве оратора, проповедника, обращающегося к войскам. Предложение снова было отклонено. Фихте, здоровье которого в то время уже было подорвано, вступил в ряды народного ополчения. Жена Фихте Иоганна, ухаживавшая за ранеными, заболела тифом. Фихте заразился от нее и вскоре умер. Это произошло в 1814 г. "Он скончался 29-го января в пятом часу утра, не имея еще полных пятидесяти двух лет от роду, не потеряв ни одного зуба, когда седина еще не посеребрила его волос, а духовные и умственные силы его находились в полном своем расцвете".

Теперь мы обратимся к анализу основных идей философии Фихте.



источник: История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.

источник: Филослов.ру


просмотров: 1265
Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Немецкая классическая философия
МАРКСИЗМ
ПСИХОАНАЛИЗ
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
ЯЗЫК ИСКУССТВА
Стиль, стихотворения, Лучшие мысли
Прогресс, пропасть, Лучшие мысли
Корни ритуализма в церкви Блаватская
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jesus Malverde Collar Necklace Sinaloa Narco saint Narcosanto Mexico

$2.75
End Date: Wednesday Apr-3-2019 17:41:11 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$6.32
End Date: Friday Mar-29-2019 10:42:49 PDT
Buy It Now for only: $6.32
|
Mini Shrunken Head

$19.99 (1 Bid)
End Date: Thursday Mar-21-2019 17:01:25 PDT
|
Vtg 1914 Wehman Bros HC Edition THE GREATER KEY of SOLOMON de Laurence MATHERS

$13.99
End Date: Tuesday Apr-2-2019 12:32:19 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
NEW GRAN TAROT DE LOS ANGELES CON 78 ARCANOS CON INSTRUCCIONES A COLOR INCLUIDAS

$22.50 (5 Bids)
End Date: Tuesday Mar-19-2019 18:43:09 PDT
|
VINTAGE HEPTAGRAM 7-SIDED STAR SATOR SQUARE MEDALLION TALISMAN

$35.00
End Date: Wednesday Apr-17-2019 15:42:34 PDT
Buy It Now for only: $35.00
|
12" White Holy Death Statue Santa Muerte Blanca Grim Reaper Owl World

$24.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-24-2019 18:54:28 PDT
|
BEAUTIFUL DEVA FACE, BLACK POTTERY SPIRIT RATTLE HANDMADE RAKU ART BY NAN EMMETT

$50.00
End Date: Monday Apr-15-2019 17:23:55 PDT
Buy It Now for only: $50.00
|
SOPERA DORADA PARA OSHUN GOLD SOUP TUREEN FOR OCHUN ORISHA YORUBA SOPERAS

$5.99 (0 Bids)
End Date: Thursday Mar-21-2019 18:52:38 PDT
|
VTG 30’s McPhersonism Rev. Bob Shuler Trinity Methodist Church Rare Book

$12.50 (2 Bids)
End Date: Tuesday Mar-19-2019 12:56:21 PDT
|
Lot of Religious Items Rosary Beads Prayer Cards Crosses Saint Medals AS IS

$39.99
End Date: Sunday Apr-14-2019 19:29:38 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
 Rajneeshpuram Wild Country Mala Necklace Bhagwan Rajneesh Oregon Osho 

$2.75
End Date: Friday Apr-5-2019 18:02:33 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Эрих Фромм Искусство любить The Art of Loving
Искусство любить
Одна из самых известных работ Эриха Фромма - "Искусство любить" - посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь. Действительно ли любовь - искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?.. Для большинства проблема любви - это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому......

Цена:
159 руб

Фридрих Ницше Так говорил Заратустра
Так говорил Заратустра
Трактат "Так говорил Заратустра" называют ницшеанской Библией.
В нем сформулирована излюбленная идея Ницше - идея Сверхчеловека, который является для автора нравственным образцом, смыслом существования, тем, к чему нужно стремиться.
Человек же - лишь мост между животным и Сверчеловеком.
Необычная форма - поэтичная, афористичная - не совсем соответствует нашим представлениям о философском трактате. Однако, вчитываясь, мы улавливаем ход мысли автора, все глубже проникаемся его идеями и убеждениями......

Цена:
123 руб

Симона де Бовуар Второй пол. Том 2. Жизнь женщины
Второй пол. Том 2. Жизнь женщины
Предлагаем читателям второй том полного выверенного издания самого знаменитого произведения Симоны де Бовуар, важнейшей книги, написанной о Женщине за всю историю литературы! Сочетая кропотливый анализ, острый стиль письма и обширную эрудицию, Бовуар рассказывает о том, как менялось отношение к женщинам на протяжении всей истории, от древних времен до нашего времени, уделяя равное внимание биологическому, социологическому и антропологическому аспектам. «Второй пол» — это история угнетений, заблуждений и предрассудков, связанных с восприятием Женщины не только со стороны мужчины, но и со стороны самих представительниц «слабого пола». Теперь этот один из самых смелых и прославленных текстов ХХ века доступен русскоязычным читателям в полноценном, отредактированном виде, сохраняющим всю полноту оригинала....

Цена:
186 руб

Ролан Барт Camera lucida. Комментарий к фотографии La chambre claire: Note sur la photographie
Camera lucida. Комментарий к фотографии
"Сатега lucida. Комментарий к фотографии" (1980) Ролана Барта - одно из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одновременно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей в руки фотографии 1870 года вызвал у Барта желание узнать, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя понятия Studium и Punсtum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, Punсtum - сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением....

Цена:
335 руб

Луций Сенека Нравственные письма к Луцилию
Нравственные письма к Луцилию
О книге:
"Нравственные письма к Луцилию" - итоговая философская книга Сенеки, написанная в конце жизни. Сенека учит Луцилия освобождению философическому и нравственному, освобождению от страха смерти, ненужного честолюбия, неправильных мнений, дурных движений души.

О серии:
Серия "Великие идеи" представляет собой библиотеку выдающихся образцов человеческой мысли. Это подборка знаменитых произведений мыслителей всех времен и народов. Это главные произведения философов с древнейших времен: от Конфуция и Платона до Фрейда и Ницше. Мы особенно тщательно подбираем произведения, которые просто необходимо иметь в своей библиотеке как студентам, так и всем образованным и эрудированным людям. Удобный карманный формат, мягкая обложка позволят знакомиться с литературными трудами по пути в институт или на работу. Наши редакторы для удобства использования выделили в каждой книге раздел "Избранные цитаты", которые позволят при необходимости быстро вспомнить ключевые мысли авторов....

Цена:
116 руб

Мераб Мамардашвили Очерк современной европейской философии
Очерк современной европейской философии
Лекции о современной европейской философии были прочитаны Мерабом Константиновичем Мамардашвили студентам ВГИКа в 1978-1979 гг. В доходчивой, увлекательной манере автор разбирает основные течения философской мысли двадцатого столетия, уделяя внимание работам Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра, Витгентштейна и других великих преобразователей принципов мышления. Настоящее издание является наиболее выверенным на сегодняшний день и рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся актуальными вопросами культуры....

Цена:
579 руб

Иван Ильин О русском национализме
О русском национализме
Данное издание приурочено к возвращению в Россию архива великого русского философа И.А.Ильина, состоявшегося в рамках Акции примирения и согласия, инициированной Президентом Российской Федерации и осуществленной при непосредственном участии Российского Фонда Культуры.
Представленные здесь провидческие работы философа, написанные более полувека тому назад, посвящены важнейшим и до сих пор не решенным проблемам современной жизни России - государственному устройству, национализму и формированию национальной идеи, без которой невозможно существование любого народа....

Цена:
195 руб

Кьеркегор Серен Или-или. Фрагмент из жизни
Или-или. Фрагмент из жизни
Трактат "Или-или" ("Enten-eller", 1843) - одно из первых по-настоящему самостоятельных произведений выдающегося датского философа, теолога и литератора Сёрена Кьеркегора. В нем впервые представлена знаменитая диалектика "стадий человеческой экзистенции": эстетической, этической и религиозной. Сочинение, подписанное именем вымышленного "редактора" Виктора Эремиты, композиционно объединяет в себе две части - литературные и философские "записки" некоего молодого "эстетика" и пространные письма его оппонента, этически мотивированного судьи Виллема. К ним примыкает также загадочный "Ультиматум", представляющий достаточно радикальный вариант христианской позиции. Полный русский перевод трактата осуществлен переводчиками впервые (литературное издание в первый раз вышло в издательствах РХГА и "Амфора" в 2011 г.). Издание дополнено выдержками из писем и дневников Кьеркегора, снабжено подробными комментариями и примечаниями.

Книга адресована философам, культурологам, богословам, историкам европейской культуры и религиозной мысли, а также всем ценителям философской мысли, литературы и искусства....

Цена:
839 руб

Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет О стойкости мудреца
О стойкости мудреца
Стоицизм - поистине уникальная философская школа: зародившись в III-II веке до н. э., она увлекает и наших современников. В этой книге вы познакомитесь с ярчайшими мыслями одних из лучших представителей стоицизма. "В чем наше благо?" Эпиктета, древнегреческого философа, побывавшего рабом и получившего свободу за свою мудрость, трактат "Наедине с собой" его блестящего последователя Марка Аврелия, римского императора и философа, а также два размышления "О блаженной жизни" и "О стойкости мудреца" третьего великого римского стоика Сенеки, сумевшего сохранить достоинство на службе у двух самых лютых тиранов Рима, Калигулы и Нерона, раскроют перед вами глубину и силу человеческого духа....

Цена:
395 руб

Леонард Корен Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers
Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей
О книге

Ваби-саби — это квинтэссенция японской эстетики. Это красота вещей несовершенных, недолговечных и незавершенных. Красота, которая живет в скромности и простоте.

Красота, чуждая условностям.

Эта книга — твердое напоминание, что именно то, что вы пытаетесь создать, не будет полным, пока что-то в этом процессе или результате не будет несовершенным. И что истинная красота заключается не только в этом несовершенстве, но и в его принятии.

Ваби-саби призывает нас перестать гнаться за успехом — деньгами, статусом, властью и роскошью — и наслаждаться необремененностью жизни.

Для кого эта книга

Для всех, кто занимается творчеством и интересуется новыми стилями и концепциями.

Для всех, кто хочет жить осознанно.

...

Цена:
1199 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования