Энциклопедия философии онлайн
Этика Шопенгауэра

Этика Шопенгауэра.

Центральное значение категории воли характерно и для этики Шопенгауэра. Но и тут дело не обошлось без парадокса. С одной стороны, концепцию морали Шопенгауэр строит так: воля, продвигаясь по "лестнице" устремлений и импульсов, обращается на саму себя и отчасти против самой себя. Ведь от воли исходит "тотальное себялюбие". Но воля же, толкая к осознанию себя как свободы, способствует особому человеческому познанию и самопознанию: появляется универсальное осознание человеком собственной вины и греховности; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет к новой мудрости, к простоте и достоинству человека.

С другой стороны, в концепции мудрости Шопенгауэр редко прибегает к манипуляциям с вездесущей, универсально значимой категорией воли. "Житейская мудрость" оказывается знакомой, близкой и дорогой мыслящему и страдающему человеку. Книгами Шопенгауэра зачитывались и до сих пор зачитываются люди, которые ценят в авторе собеседника, передающего им, как эстафету, вековую мудрость человечества, ее жизненные правила — простые и одновременно бесконечно ценные, как сама жизнь. Мыслитель так начинает свои "Афоризмы житейской мудрости": "Аристотель (Eth. Nicom., I, 8) разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.


1  Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития.
2  Что человек имеет; т.е. имущество, находящееся в его собственности или владении.
3  Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе" (Афоризм 18). Самым ценным для счастья, рассуждает Шопенгауэр, является наша личность. В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этом смысле ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ только относительна. Рассуждая о таких ценностях, как здоровье, обеспеченность и т.д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности. Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ и возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботу о самосохранении.

Шопенгауэр принимает Эпикурово деление потребностей на естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, и неестественные и не необходимые. "Не думаю, что опозорю мое перо, если посоветую о сохранении заработанного и унаследованного состояния... Состояние — это иммунитет, гарантия против присущей человеческой жизни нужды и горестей, избавление от кабалы, составляющей удел всех сынов земли" (Афоризм 43). Опираясь на традиции этики, Шопенгауэр формулирует простые и здравые поучения и правила поведения. Так, он согласен с древними, что мудрец должен искать не наслаждений, а избавления от страданий. Человеку лучше не быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из прошлого. Следует помнить, стремясь к счастью, о благотворности самоограничений. Общение с другими людьми полезно, если общительность умеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна и вряд ли устранима, но следует помнить, что она — порок. Необходимо стойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержанность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполнении благородных жизненных целей — другие заповеди этики Шопенгауэра.

Эти правила — афоризмы спокойной, взвешенно-рассудительной и даже светлой "житейской мудрости" — резко контрастируют и, однако же, парадоксальным образом уживаются в учении Шопенгауэра с пессимистическими основаниями его философской метафизики, о которых уже шла речь. Согласно Шопенгауэру, пессимизм зиждется на глубоких и достаточных основаниях. Философ отстаивает идею о предопределенности, жесткой детерминированности всего, что имеется в являющемся нам ("феноменальном") мире. Что же касается воли (которая трактуется как вещь сама по себе, т.е. как "ноуменальная реальность"), то она, не имея сознательной цели и во многих своих формах оставаясь слепой, темной волей, делает мир вечным становлением, бесконечным потоком. Мир как поток, становление наделен у Шопенгауэра такими антропоморфными свойствами, как бесконечный поиск, тоска, внутреннее Противоборство, страдание. Пессимизм в шопенгауэровском учении становится неизбежным следствием не зависящего от человека устройства самой вселенной. Человек же мыслится как воплощение особенного глубокого противоречия. В своей жизни он детерминирован противоречивым взаимодействием причин — следствий, стимулов — реакций, мотивов — действий. "Свобода воли", о которой так много спорили философы, для Шопенгауэра не более, чем иллюзия невежд, плод их воображения.

Из фаталистического детерминизма как будто бы должен был вытекать безраздельный пессимизм в оценке жизни и возможностей человека. Между тем и здесь мы опять сталкиваемся с характерным шопенгауэровским парадоксом. Шопенгауэр смотрит на человеческое существование как на неизбывную и неотвратимую трагедию. Она коренится и в общем характере бытия мира, и в особенностях человеческого существования, в специфике общества. Человек, как всякое животное, по природе своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что он обречен на страдания уже из-за детерминированности своими потребностями. Но Шопенгауэр вынужден признать, что человек все же располагает определенной мерой свободы. Она проявляется прежде всего в том, что человек способен к познанию, к "возвышению сознания". Однако отсюда проистекает еще более глубокое страдание. Итак, человеческая жизнь "уже по самому своему характеру неспособна к истинному блаженству, а является по существу многообразным страданием и состоянием вполне несчастным...". В человеческом мире "все лучшее с трудом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго". Если самого закоренелого оптимиста "провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через поля битв и места казни", если "открыть перед ним все темные обители нищеты", то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа. И все же это не последнее слово метафизики и этики Шопенгауэра. Парадоксальным образом одним из следствий пессимизма, доводимого до крайней степени, оказывается призыв мыслителя к поистине титаническим усилиям человека, все-таки способного к "спасению", "избавлению" (Eriosung) среди юдоли зла и страданий. Чем меньше человек поддается напору потребностей, страстей и желаний, чем аскетичнее и праведнее его жизнь, чем сдержаннее воля, чем больше сострадание к другим людям, тем больше надежд на спасение. Таковы основные идеи и парадоксы философии Шопенгауэра.

Воздействие Шопенгауэра на последующую мысль является довольно значительным. (Нередко влияние Шопенгауэра опосредовалось восприятием его философии такими мыслителями, как Ф. Ницше.) Необходимо отметить, что философ оказал глубокое воздействие на культуру и философию в России. Через увлечение философией Шопенгауэра прошли, в частности, Л. Толстой и Вл. Соловьев. Правда, оба они были критиками шопенгауэровского пессимизма. Философия А. Шопенгауэра актуальна в наши дни: о ней пишут книги, ей посвящают конференции и симпозиумы; существует Международное Шопенгауэровское общество, которое издает свой Ежегодник.



источник: История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в.

источник: Филослов.ру


просмотров: 605
Венец, вера, Лучшие мысли
МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт
СМОТРИЦКИЙ Мелетий
Коммерческие культы, общая характеристика коммерческих культов
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
Антропоцентризм
Желание, желание, Лучшие мысли
МИТИН Марк Борисович
Чувство, чувства, Лучшие мысли
ТЕХНОКРАТИЗМА ТЕОРИИ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$12.00
End Date: Wednesday Oct-9-2019 10:11:25 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
LOT OF THREE OLD BOOKS


$5.50 (2 Bids)
End Date: Tuesday Sep-24-2019 18:32:28 PDT
|
1697 HISTORY OF MARGUERITE VALOIS, Queen of Navarre


$15.00
End Date: Monday Oct-14-2019 11:12:56 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Rosario Santa Muerte Holy Death Rosary Grim Reaper Made in Mexico Wood


$19.50
End Date: Saturday Oct-5-2019 0:37:55 PDT
Buy It Now for only: $19.50
|
Sidr/ Sedr, Jujube tree leaves , Ziziphus spina / Ruqyah , Roqya,/ 100g


$4.99
End Date: Tuesday Oct-1-2019 10:16:36 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 6 Month Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$4.99
End Date: Friday Oct-11-2019 19:23:15 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 1 Year Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$25.00
End Date: Saturday Sep-28-2019 17:53:58 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
Search Philosophy All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
«Ваш Магазин» Философия. Научная литература. Книги по философии.
 Русская философия права. От рационализма к мистицизму. МонографияРусская философия права. От рационализма к мистицизму. Монография, 2018 г.
Жуков В.Н.

Монография посвящена реконструкции философских воззрений на право и государство (гносеология, метафизика, онтология и аксиология) таких выдающихся русских мыслителей, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, С. А. Котляревский, И.В....
Цена: 418 руб.
 За и против коммунизма. Собственность и ее происхождение. Выпуск №153За и против коммунизма. Собственность и ее происхождение. Выпуск №153, 2018 г.
Лафарг П.

В книгу известного французского экономиста и политического деятеля Поля Лафарга включены две его работы, сыгравшие большую роль в защите и популяризации теории научного социализма. В работе "За и против коммунизма" кратко изложена сущность научного коммунизма, показано его...
Цена: 717 руб.
 Теория социализмаТеория социализма, 2018 г.
Соловьев В.С.

В монографии представлена концепция социалистического общественного устройства государства на принципах «естественной» модели, реализация которых позволяет построить идеальное общество социальной направленности, равноправное для всех. Несмотря на тысячелетнюю историю...
Цена: 1 140 руб.
 Исследования в области античной философии и религииИсследования в области античной философии и религии, 2011 г.
Трубецкой С.Н.

Вниманию читателей предлагается книга известного русского религиозного философа, публициста и общественного деятеля С.Н. Трубецкого (1862-1905), в которой собраны его работы по исследованию античной философии и религии. В работе "Протагор Платона в связи с развитием его нравственной...
Цена: 263 руб.
 Суждения и беседыСуждения и беседы, 2014 г.
Конфуций

Конфуций - один из величайших философов. Он говорил о себе как о наследнике и хранителе древней цивилизации, но, в отличие от прочих мыслителей, не просто передавал знания, а раскрывал в них новые смыслы и в конечном итоге создал новую, мощную философскую школу, просуществовавшую до...
Цена: 97 руб.
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования