Энциклопедия философии онлайн
Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики

Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики.

Эмпириокритики унаследовали антиметафизическую установку позитивизма Конта, Спенсера и Милля (почему это философское учение часто называют также "вторым позитивизмом"), внеся в нее, однако, весьма существенные коррективы. "Первый позитивизм", расценивая претензии традиционных философских онтологии на роль учения о глубинных основах мироздания как необоснованные, предлагал просто-напросто отбросить всякую "метафизику" с пути научного познания и заменить ее совокупностью достижений конкретных, "позитивных" наук ("физикой" в широком смысле слова). (Роль философии ограничивалась разработкой оптимальных способов упорядочения (классификации) научных знаний и сведением их в удобную для использования систему.) "Второй позитивизм" попытался радикально и навсегда избавить науку от опасности любых "метафизических болезней". Для этого считалось необходимым обнаружить в реальном познавательном процессе источники метафизических заблуждений ("гносеологические корни метафизики"), а затем "очистить" научное знание от всего того, что этими источниками питается. Представители "второго позитивизма" стремились опереться на достижения тогда еще весьма молодой "положительной" науки о человеческом сознании, психологии.

В позитивном же плане, они намеревались критически обобщить практику научного (в первую очередь естественнонаучного) познания, обратив внимание на те эффективные приемы, которые были выработаны в ходе исторического развития положительных наук, и тем надежно обеспечить достоверность научных утверждений. Для этого, по их мнению, следовало методично, во всех деталях и вплоть до самых сокровенных истоков проследить путь к результатам, выводам научной мысли, а затем скорректировать его, избавив тем самым научную мысль от напрасных блужданий. Отсюда и то внимание к истории науки, которое наряду с уважением к результатам экспериментальной психологии отличало виднейших представителей этого течения.

В качестве критической программы предлагалось продемонстрировать наличие в философских и научных построениях не основанных на опыте (априорных) утверждений, а также "скачков мысли", разрывов в рассуждении, которые недопустимы для подлинной позитивной науки. Устранив подобные утверждения и ликвидировав эти разрывы мысли, как считали сторонники второго позитивизма, можно было бы не только очистить науку от метафизических домыслов, но навсегда устранить даже возможность "метафизики". Продолжатели их дела, неопозитивисты (представители "третьей генерации" позитивизма), любили называть себя "дворниками при науке", поскольку видели свое бпредназначение как раз в том, чтобы чистить науку от всякого "метафизического хлама".

Но такая перемена позиции, при всей критичности отношения этих философов к наследию большинства их предшественников, все-таки не привела их к полному разрыву с глубокими традициями развития европейской культуры. Связь с традицией проявилась хотя бы в том, что теория познания в сочинениях эмпириокритиков отнюдь не стала исключительно служебным средством — орудием ниспровержения метафизики; напротив, она в определенном смысле заняла место метафизики и слилась с психологией, которая в их концепциях предстала как новое, "позитивное" учение не только о духе, но и о мире. Используя теорию познания, эмпириокритики пошли по пути ретроспекции, попытались достичь некоей изначальной целостности, "нейтральной" по отношению как к онтологической оппозиции идеального и материального начал, так и к гносеологической оппозиции субъективного и объективного. Это изначальное, "нейтральное" единство, лежащее, по их мнению, в истоках познавательного процесса, осуществляемого "земным", человеческим сознанием, фактически заняло в концепции эмпириокритиков место прежнего "духа" идеалистической метафизики. Поэтому, например, Мах характеризовал собственную позицию как "теоретикопознавательный идеализм": он и в самом деле создал своеобразную концепцию. В этой концепции идеи — вовсе не самодостаточные обитатели особого "мира сущностей", который служит основой "мира явлений" (таковыми их представляли метафизические онтологические учения), а только содержание знания, т.е. человеческие идеи. Мир человеческого сознания — разумеется, тоже идеальный, но более "земной", нежели сфера сущностей в прежних "метафизических" онтологиях.

Другой виднейший представитель эмпириокритицизма, Р. Авенариус, тоже не измышлял метафизических гипотез, а исследовал формирование и содержание действительного — т. е. не претендующего на абсолютность, а реального знания, которое возникает и развивается в процессе человеческой жизни. Но, по мнению Авенариуса, метафизика настолько укоренилась в сознании людей в силу традиции, настолько слилась с подлинными знаниями, что стала серьезной помехой прогрессу науки. Поэтому ее следует возможно быстрее устранить — с помощью гносеологической критики. Отсюда и само название "эмпириокритицизм", т. е. философия критического опыта: ведь его задача — критика опыта, "зараженного" метафизикой.

Стратегия критической философии Авенариуса и Маха, в принципе, проста: как гласит старая восточная мудрость, "надо преследовать лжеца до истока лжи". Достаточно, де, детально проследить весь познавательный процесс, при этом руководствуясь нормами, общепринятыми в позитивной (опытной) науке, не позволяя увлечь себя "призраками" универсальных объяснений, связанных с априорными предпосылками. Это значит, что теория познания должна представлять собою адекватное описание познавательной деятельности (прежде всего, разумеется, процессов научного мышления). Отсюда, и внимание эмпириокритиков к истории науки: Э. Мах был не только выдающимся физиком, но также одним из первых историков этой науки, положивших в основание реконструкции процесса ее развития свою философскую концепцию.

Правда, две (по меньшей мере!) априорных предпосылки в программу эмпириокритиков, поставивших целью борьбу с любыми априорными предпосылками, все же "просочились". Первая — убеждение в том, что познавательный процесс начинается с ощущений, и потому весь опыт, в конечном счете, может быть редуцирован к чувственному опыту. Вторая — что никаких скачков (или, если угодно использовать философскую терминологию, качественных изменений) в познавательном процессе быть не должно: в их концепции это запрещено фундаментальным законом развития всякого знания— законом экономии мышления, наследником принципа непрерывности, провозглашенного представителем "первого позитивизма", Дж. Ст. Миллем. Поэтому Мах и Авенариус определяли понятие как "общее представление" и, следовательно, яе усматривали принципиальной разницы между чувственной и рациональной ступенями в познавательном процессе. По их мнению, никаких ступеней в этом непрерывном процессе быть не должно, и потому понятия отличаются от представлений только большей общностью и иной функцией в организации опыта. В результате такой операции, кстати, понятие было лишено специфического ореола, ранее окружавшего "идеальное": ведь границы между раздражимостью, ощущением, восприятием, представлением и понятием, согласно концепции эмпириокритицизма, весьма условны.

В концепциях эмпириокритиков биология — "позитивная" наука о жизни, как ее понимали в конце прошлого века, предстала в роли нового лидера естествознания, и даже заявила претензии на роль новой фундаментальной, иногда прямо-таки универсальной науки, сродни прежней философии. Заметим, что биологию тех лет нелегко четко отграничить от психологии, физиологии, анатомии и т.п. Повторяя недавнюю историю механики и физики, она представала тогда как общая наука о жизни: когда механическая и физическая картины мира уходили в прошлое, им на смену приходила биологическая картина мира. Вселенная многим философам казалась уже не механизмом, а гигантским организмом; традиционный аналитический подход, который можно назвать элементаристским (изучить объект — значит, исследовать его состав, выяснить, из каких частей, или элементов, все состоит) уступал место противоположному подходу, при котором на первый план выдвигался принцип целостности.

Эмпириокритики сделали и еще один радикальный шаг в трактовке предмета и задач философии: они покусились на "великий основной вопрос философии", вопрос о соотношении духа и материи, представив поток чувственного опыта как некую нейтральную "субстанцию мира". Чтобы понять логику этого шага, нужно более детально познакомиться с эмпириоКритической концепцией жизни, в которой слиты воедино и картина мира, и гносеологическая концепция. Наиболее четко она представлена в сочинениях Р. Авенариуса.



источник: История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в.

источник: Филослов.ру


просмотров: 518
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА 810-877/887 средневековый философ
ТЕОРИЯ
ВЕНСКИЙ КРУЖОК группа ученых и философов
ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян
ДЕКОНСТРУКЦИЯ направление постструктуралистского критицизма
Возвращение
СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа
Жизнь-жизнь, Лучшие мысли
Качества, требуемые для ученичества Чаттерджи
ИНГАРДЕН Ingarden Роман 1893-1970 польский философ феноменологической эстетики
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$3.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Nov-13-2018 14:41:44 PST
|
Unitarian universal church

$7.50
End Date: Sunday Nov-25-2018 11:43:29 PST
Buy It Now for only: $7.50
|
10 pc ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN/SCAPULAR MOUNT CARMEL 

$29.99
End Date: Tuesday Nov-27-2018 12:40:04 PST
Buy It Now for only: $29.99
|
AA (Alcoholics Anonymous) token, sobriety coin ring

$15.00
End Date: Saturday Nov-24-2018 15:52:54 PST
Buy It Now for only: $15.00
|
5 Inch Statue Jesus Malverde Sitting Religious Figurine Mexico Estatua

$2.75
End Date: Thursday Dec-6-2018 17:02:33 PST
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VERDE SAN JUDAS Y VIRGEN DE GUADALUPE/GREEN SCAPULAR ST. JUDE 05571

$21.99
End Date: Monday Dec-10-2018 9:58:49 PST
Buy It Now for only: $21.99
|
Sidr Leaf Leaves Ruqyah, Roqya, Destroy Magic and Evil Eye Jujube Tree Leaves.

$16.00
End Date: Thursday Nov-22-2018 16:55:55 PST
Buy It Now for only: $16.00
|
12pc.(One Docen): ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN/SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$9.99
End Date: Wednesday Nov-21-2018 20:05:55 PST
Buy It Now for only: $9.99
|
San Judas Tadeo Green String Tassel For car Decoration Protection Hangin Car

$15.00
End Date: Friday Dec-7-2018 15:42:05 PST
Buy It Now for only: $15.00
|
ILDE 7 Potencias Africanas Seven African Powers Orishas Yemaya Oshun Elegua Ogun

$5.00 (1 Bid)
End Date: Tuesday Nov-13-2018 15:00:15 PST
|
R W Schambach Sermon Tapes

$37.00
End Date: Wednesday Dec-12-2018 14:13:34 PST
Buy It Now for only: $37.00
|
Vintage Historic Nauvoo LDS Mormon Collectors Plate Very Rare.

$100.00
End Date: Friday Nov-16-2018 11:26:07 PST
Buy It Now for only: $100.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
платон Государство
Государство

Диалог "Государство" занимает особое место в творчестве и мировоззрении Платона. В нем он рисует картину идеального, по его мнению, устройства жизни людей, основанного на высшей справедливости, и дает подробную характеристику основным существующим формам правления, таким, как аристократия, олигархия, тирания, демократия, и другим.

...

Цена:
139 руб

Платон Диалоги
Диалоги
Платон - великий античный философ, оказавший сильнейшее воздействие на историю человеческого духа. Именно с него начинается формирование научного мышления в строгом смысле этого слова. Но Платон всегда рассматривался и как авторитетный мистик, пытавшийся донести до людей знание о чистом бытии и Благе. Читателю предлагаются наиболее известные диалоги Платона, в которых рассматриваются три большие темы: природа философского знания, этическая доктрина в связи с доказательствами бессмертия души и любовь как сила, обращающая человека к познанию и делающая его богоподобным....

Цена:
134 руб

Умберто Эко На плечах гигантов
На плечах гигантов
«На плечах гигантов» - праздник для читателей Умберто Эко. В течение пятнадцати лет, отрываясь от преподавательской работы, научных симпозиумов и вручения наград, он писал лекции, призванные развлечь зрителей (каждый раз толпами собиравшихся на его выступления) на ежегодном фестивале «Миланезиана», идея которого принадлежит его бессменному организатору Элизабетте Згарби. В большинстве этих текстов автор, отталкиваясь от заданной темы очередного фестиваля, подробно рассматривает различные вопросы философии, литературы и эстетики, говорит об этике и проблемах масс-медиа. Иными словами, это квинтэссенция мира Умберто Эко, изложенная общедоступным языком, пронизанным иронией, иногда шутливым, а при необходимости - предельно резким. Истоки нашей цивилизации, изменчивые каноны красоты, ложь, становящаяся правдой и меняющая ход истории, мания заговора, герои великих романов, вошедшие в нашу жизнь, различные формы искусства, афоризмы и пародии - вот неполный перечень волнующих тем этой книги. Она дополнена иллюстрациями, подобранными автором, - их Умберто Эко демонстрировал во время лекций....

Цена:
2879 руб

Фрэнк Вильчек Красота физики. Постигая устройство природы A Beautiful Question
Красота физики. Постигая устройство природы
Цитата:
"Книга дает редкую возможность проникнуть в мысли одного из самых изобретательных и проницательных ученых в мире. Поражающие воображение размышления Фрэнка Вильчека о реальности обнажают изысканный синтез истины, красоты и глубоких законов".

Брайан Грин, профессор физики и математики Колумбийского университета, автор книги "Элегантная Вселенная



"До появления физики существовала натуральная философия. …Фрэнк Вильчек воскрешает великие головоломки, которые пленяли Пифагора, Коперника, Галилея, Ньютона, Максвелла, Эйнштейна, Нётер и многих других".

Джордж Дайсон, автор книги "Собор Тьюринга"



"Фрэнк Вильчек исследует нашу Вселенную как произведение искусства, обнаруживая скрытую красоту на всех ее уровнях - начиная с галактик и заканчивая микромиром внутри атома… Способность автора увидеть то, что пропустили другие, делает его работу источником вдохновения не только для ученых, но и для художников, и для всех любознательных людей".

Макс Тегмарк, автор книги "Наша математическая Вселенная"



О чем книга:
Верно ли, что красота правит миром? Этим вопросом на протяжении всей истории человечества задавались и мыслители, и художники, и ученые. На страницах великолепно иллюстрированной книги своими размышлениями о красоте Вселенной и научных идей делится Нобелевский лауреат Фрэнк Вильчек. Шаг за шагом, начиная с представлений греческих философов и заканчивая современной главной теорией объединения взаимодействий и направлениями ее вероятного развития, автор показывает лежащие в основе физических концепций идеи красоты и симметрии. Герои его исследования - и Пифагор, и Платон, и Ньютон, и Максвелл, и Эйнштейн. Наконец, это Эмми Нётер, которая вывела из симметрий законы сохранения, и великая плеяда физиков XX в. В отличие от многих популяризаторов, Фрэнк Вильчек не боится формул и умеет "на пальцах" показать самые сложные вещи, заражая нас юмором и ощущением чуда.

Почему книга достойна прочтения:
  • Великолепно переведенная и замечательно иллюстрированная книга от известнейшего ученого, Нобелевского лауреата по физике;
  • Это фундаментальное исследование рассказывает о том, что красота, гармония и симметрия в природе тесно связаны с основными положениями науки;
    Наука и искусство подчиняются одним и тем же законам, в основе которых элегантность и изысканность. Глубокое и захватывающее изучение природы реальности, которое будит воображение;
  • Книга входит в библиотеку Фонда "Династия", что само по себе знак высочайшего качества и гарантия читательского интереса.

    Об авторе:
    Фрэнк Вильчек, профессор физики, лауреат Нобелевской премии, автор нескольких книг и множества научных статей в такие журналы, как Nature и Physics Today. Его работы включены в антологии The Best American Science Writing ("Лучшие научные сочинения Америки и The Norton Book of Light Verse ("Книга шуточных стихов Нортона .
    Живет в Кембридже, штат Массачусетс, преподает в Центре теоретической физики Массачусетского технологического института....

  • Цена:
    613 руб

    Бенедикт Спиноза Этика
    Этика

    Бенедикт Спиноза - один из величайших философов-рационалистов. Его сочинения составляют эпоху в истории европейской мысли, и их изучение стало необходимым моментом всех учебных курсов по метафизике. Характерной чертой трактатов Спинозы является строгая последовательность мысли и четкая организация текста. Идеи Спинозы, особенно его центрального произведения, "Этики", оказали мощное воздействие на культуру XVII-XIX столетий: Спинозу любили, читали, толковали, с ним спорили не только такие философы, как Беркли, Юм, Шеллинг, Гегель, но и великие ученые, просветители, поэты - Дидро, Гередер, Гете.

    Тексты Спинозы, вошедшие в настоящее издание, позволят читателю получить достаточно полное представление о творчестве и идеях этого нидерландского мыслителя. Книга будет интересна всем, кто изучает европейскую культуру, но в особенности - студентам гуманитарных вузов, слушающих курсы по истории метафизики.

    ...

    Цена:
    124 руб

    Б. Рассел История западной философии. В 2-х томах. Том 1 A History of Western Philosophy
    История западной философии. В 2-х томах. Том 1
    "История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее «работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений». Классическая Эллада и Рим, католические "отцы церкви", великие схоласты, гуманисты Возрождения и гениальные философы Нового Времени - в монументальном труде Рассела находится место им всем, а последняя глава книги посвящена его собственной теории поэтического анализа....

    Цена:
    206 руб

    Эрих Фромм Искусство быть
    Искусство быть
    Кто мы? Зачем? Смысл жизни — или, точнее, смысл бытия — основной вопрос всей мировой философии. "Быть иль не быть?" — вопрос вопросов, заданный некогда Гамлетом. "Быть", — отвечал Эрих Фромм в одной из главных своих работ —"Искусство быть". Но если быть, то как? И каким? Фромм считал любовь искусством, доступным каждому. Но если любовь — искусство, значит, искусство — и бытие?...

    Цена:
    355 руб

    Алексей Лосев От Гомера до Прокла. История античной эстетики в кратком изложении
    От Гомера до Прокла. История античной эстетики в кратком изложении
    Алексей Федорович Лосев считал трудом всей своей жизни фундаментальное исследование античной эстетики, выпущенное им в восьми томах и десяти книгах. Этот прославленный труд, дающий целостную в своем многообразии картину античного универсума, уникален по объему привлекаемого материала и глубине авторского исследования. Предлагаемая нашему читателю новая книга представляет собой первое издание краткого изложения "Истории античной эстетики", составленное самим автором в восьмидесятых годах. Сейчас, спустя тридцать с лишним лет, эта важная работа, наконец, увидела свет. Книга будет полезна и интересна как специалистам и учащимся, так и самому широкому кругу читателей, желающих познакомиться с великой культурой Античного мира....

    Цена:
    134 руб

    Н. О. Лосский. Избранное
    Н. О. Лосский. Избранное
    Издание 1991 года. Сохранность отличная.
    В эту книгу вошли такие работы как: "Обоснование интуитивизма", "Мир как органическое целое" и "Свобода воли".
    Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания В.П. Филатова....

    Цена:
    494 руб

    Аристотель. Сочинения в 4 томах (комплект)
    Аристотель. Сочинения в 4 томах (комплект)
    Аристотель - пожалуй, один из самых известных и почитаемых философов своего времени. Его работы стали предметом пристального изучения как для современников, так и для многих последующих поколений философов, политиков, экономистов.
    В настоящее собрание Сочинений вошли избранные и известные труды древнегреческого философа....

    Цена:
    5500 руб

    2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования