Энциклопедия философии онлайн
Американский неореализм

Американский неореализм.

В 1910 г. группа американских философов выступила с манифестом "Программа и первая платформа шести реалистов"'. В группу входили Э. Холт, У. Марвин, У. Монтегю, Р.Б. Перри, У. Питкин, Э. Сполдинг. В 1912 г. авторы манифеста опубликовали книгу "Новый реализм. Совместные исследования в философии"2. Наибольшей известностью из них к тому времени пользовался гарвардский философ Ралф Бартон Перри (1876—1957), один из учеников прагматиста У. Джеймса. Последний в знаменитой статье "Существует ли сознание?" подчеркнул близость своего "радикального эмпиризма" и позиции Перри:

"...Р. Б. Перри изложил свой взгляд на познание, в котором ближе всех других известных мне авторов подходит к моему пониманию... опыт целиком представляет собою процесс, в котором первоначально объективное постоянно становится субъективным, становится нашим пониманием объекта". Не только Перри, но и другие неореалисты подчеркивали стимулирующее воздействие на них идей Джеймса, прежде всего его обоснования онтологического плюрализма и теории внешних отношений, а также учения о "потоке сознания".

Правда, в дальнейшем пути шести авторов манифеста разошлись, причем некоторые из них даже отдалились от философии. Да и изначально взгляды этих философов по конкретным вопросам не были абсолютно идентичными. При этом, однако, их объединяла уверенность в плодотворности совместных исследований, о чем и говорилось в заявлении, открывающем манифест. Далее в тексте манифеста изложены программы отдельных философов, большей частью сформулированные в тезисной форме. По такой же схеме написана и упомянутая книга, в которой само движение неореализма характеризуется как нечто среднее между тенденцией и школой.

Выступлением американских неореалистов начался период, когда были опубликованы различные программные документы и манифеста философов. Особенно здесь отличились в 20 и 30-е годы представители логического позитивизма. Впрочем, эпоха эта также известна различными манифестами представителей литературно-художественного авангарда. Философов, считавших себя "новыми реалистами", объединяло неприятие идеализма. Эта, казалось бы, очевидная констатация требует, однако, специального разъяснения. Обратим внимание: как в Америке, так и в Великобритании в конце XIX в. немалым влиянием — особенно в академической среде — пользовались объективно-идеалистические учения вроде британского абсолютного идеализма или близкого ему учения гарвардского философа Джосайи Ройса (1855— 1916), который, кстати, был университетским преподавателем Перри и Монтегю. Составными элементами идеалистической метафизики стали: монистическая онтология, разделение всего существующего на сферу видимости и подлинной реальности, тезис о зависимости познаваемого объекта от познающего субъекта, а также теория (логика) внутренних отношений. Смысл последней Сполдинг разъяснял так: «Придерживаться "внутреннего взгляда", по моему мнению, означает считать, что для того, чтобы отношение могло [что-то] соотносить, оно должно либо (1) проникать в свои термины, либо (2) опосредоваться подлежащей (трансцендентной) реальностью». Согласно этой теории, любая вещь или явление реальны только в том случае, если они входят в ту или иную систему отношений, причем отношения носят сущностный характер и изменяют соотносящиеся стороны. При этом считалось, что сами отношения невозможны вне какой-либо тотальности. В конечном итоге они оказывались подчиненными Абсолюту как верховной реальности, возвышающейся над сферой "видимости". В таком контексте истина понималась ими как идеальное выражение всех связей, их согласованность (когерентность).

Вслед за английским философом Д.Э. Муром, который в своей статье "Опровержение идеализма" (1903) классическим выражением сути любого идеализма признал тезис Джорджа Беркли esse est percipi, неореалисты направили свои критические стрелы и в сторону берклеанства. "Интуитивный аргумент" против реализма, считал Монтегю, был сформулирован именно Беркли. В основе его, по мнению Монтегю, лежит смешение тривиального тезиса ("мы только тогда можем знать, что объекты существуют, когда они познаются") с абсурдным ("мы знаем, что объекты могут существовать только тогда, когда они познаются"). Гипотеза, будто нет объекта без субъекта, есть чистейшая тавтология, ибо она утверждает — то, что дается в опыте, дается в опыте ("that everything experienced is experienced"). Позицию идеалистов, делавших объект познания зависимым в своем существовании от процесса познания, Перри и другие неореалисты называли эгоцентрическим предикаментом.

Таким образом, несмотря на известное противостояние абсолютного идеализма (зачастую называемого "британским неогегельянством") и традиции британского идеалистического эмпиризма, к которой принадлежит Беркли, обе эти линии представляли для неореалистов единый объект для критики.

Неореалисты разделяли следующее мнение относительно теории познания, эпистемологии: эпистемология (теория познания) как таковая не является фундаментальной в логическом смысле дисциплиной. Она, подчеркивал Марвин, не может служить обязательной пропедевтикой к онтологии. Более того, логика как таковая предшествует и эпистемологии и онтологии. Кроме того, отмечали американские философы, идеалистическая эпистемология в вопросах понимания сущности знания, сознания и опыта находится в сильной зависимости от дуалистической психологии. Поэтому неверно выводить природу реальности из особенностей познавательного процесса. Познаваемость некоторого объекта отнюдь не означает его обусловленности самим познавательным актом. Познание как таковое принадлежит тому же самому миру, что и его объекты. Оно не есть нечто трансцендентальное или сверхъестественное. Познание как факт не имеет какого-нибудь преимущества перед другими фактами. Это лишь один из видов возможных отношений между "сущностями" в рамках опыта. "Если познание не является универсальным условием бытия, тогда оно само должно происходить внутри бытия, быть в той же плоскости, что II пространство, число или физическая природа. Другими словами, познанию присущ свой генезис и свое окружение". Познавательный процесс — лишь одна из областей исследования человеком реальности. В этом отношении эпистемология не имеет преимущества перед специальными науками, и различие между ними не носит качественного характера.

Что же касается логики, то в ее основе должна лежать теория внешних отношений, противостоящая идеалистической логике внутренних отношений. "Эта точка зрения (внешних отношений. — Авт.) может быть сформулирована следующим образом: в предложении "Термин а находится в отношении R к термину b, a R ни в коей степени не конституирует b, Rb не конституирует и, а R? не конституирует ни а, ни b", — писал Марвин. Каждая сущность (entity), находящаяся в тех или иных внешних отношениях с другими сущностями, может вступать в любые новые отношения, не отрицая при этом сложившихся отношений и оставаясь независимой. Причем сущности (т.е. объекты, факты, понятия и проч.), изучаемые в логике и в конкретных науках, не являются сугубо ментальными. Они могут вступать в отношения или прекращать те или иные когнитивные отношения, но от этого их реальность не меняется. Ошибочно вслед за абсолютными идеалистами утверждать, будто для познания определенных отношений некоторой сущности необходимо знать все ее отношения к другим сущностям. "Одна и та же сущность обладает и имманентностью в силу своей принадлежности к одному определенному классу, и трансцендентностью в силу того факта, что она может также принадлежать бесконечному числу других классов. Иными словами, имманентность и трансцендентность суть совместимые, а не противоречащие предикаты", — подчеркивал Перри7.

По мнению неореалистов, логика внешних отношений делает более вероятным плюралистическое представление о реальности. Мир в целом менее един, нежели его отдельные составляющие части. Грандиозные монистические системы типа платоновской и спинозовской догматичны и противоречат опытным свидетельствам: в их основе все та же логика внутренних отношений и приписывание познанию универсального значения. Неприемлем для авторов манифеста и картезианский субстанциальный дуализм. Имманентность объекта познания означает для неореалистов, что он познается нами непосредственно и его не отделяют от нас никакие ментальные сущности (образы), что предполагается в познавательной схеме репрезентационизма. Скажем, физическая природа непосредственно представлена в сознании. Подобная позиция неореалистов (у которых были предшественники в истории философии, например, шотландский философ XVIII в. Томас Рид) в теории познания получила название презентационизма.

Вместе с тем в плане существования объект трансцендентен субъекту, "познающему сознанию". Объект познания может существовать как до установления познавательного отношения, так и после выхода из него. Да и само различие между субъектом и объектом есть отнюдь не различие в качестве или в субстанции, а лишь различие в функции и занимаемом месте в опыте. Сознание отбирает определенные сущности, но не творит их.

Познавательный процесс ни в чем не указывает на свои пределы: знание увеличивается путем приращения. В то же время, отмечали неореалисты, следует учитывать, что любое наше утверждение, включая и утверждения авторов манифеста, приблизительно и не может претендовать на абсолютную истинность. Поэтому свою позицию они считали антидогматической и самокритичной, что, по их мнению, отличает ее от "феноменализма, субъективного, объективного идеализма и абсолютизма".

Неореалистическая теория "имманентности трансцендентного", влиятельная в англо-американской философии в 10 — 20-е годы, рассматривалась как альтернатива идеализму и соответствующая духу современной науки. Б. Рассел, например, развил на ее основе свою знаменитую теорию "нейтрального монизма". Несмотря на декларируемое ограничение сферы применения эпистемологии, сами неореалисты в основном занимались проблемами познания. Однако непроясненность ряда принципиальных положений (особенно тезиса о непосредственном вхождении объектов в сознание и вопроса о причине заблуждений познания) заставила десять лет спустя другую группу философов-реалистов выступить с новым манифестом, в котором реалистическая философия получила иное направление.



источник: История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в.

источник: Филослов.ру


просмотров: 670
ПЕТР из Гонендза
Политика доброты Далай-лама
Бог и монады. Принцип индивидуации
Революция, религиозность, Лучшие мысли
КАРДИНЕР(Каrdiner) Абрам
Гегельянство в Англии
АТОМИСТИКА
Этика - основа культуры
Сцена, счастливый, Лучшие мысли
Ясновидческие исследования Ходсон
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$5.18
End Date: Saturday Oct-20-2018 6:25:11 PDT
Buy It Now for only: $5.18
|
Alcoholics Anonymous AA 5 Year AA BACK Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety

$7.50
End Date: Wednesday Sep-26-2018 12:43:29 PDT
Buy It Now for only: $7.50
|
10 pc ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN/SCAPULAR MOUNT CARMEL 

$3.25 (2 Bids)
End Date: Friday Sep-21-2018 9:50:32 PDT
|
Jehovah witnesses New World translation of the holy Scriptures

$4.99
End Date: Friday Oct-12-2018 14:02:54 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Jimmy Swaggart Ministries 3 Book Set

$8.00 (1 Bid)
End Date: Friday Sep-21-2018 11:31:45 PDT
|
2005 THE MAN OF MANY FACES DR MALACHI Z YORK

$2.70
End Date: Saturday Oct-6-2018 7:15:21 PDT
Buy It Now for only: $2.70
|
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL

$22.00
End Date: Thursday Oct-18-2018 17:02:55 PDT
Buy It Now for only: $22.00
|
8 Inch Statue Bust of Jesus Malverde Sinaloa Figurine Mexico Estatua Figure

$9.99
End Date: Friday Oct-19-2018 12:17:53 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
Narcotics Anonymous NA 2 Year Clean Medallion Recovery Coin Chip Token

$30.00
End Date: Monday Sep-24-2018 14:56:59 PDT
Buy It Now for only: $30.00
|
Wild Wild Country Bhagwan Shree Rajneesh T-shirt, Collectable

$10.00
End Date: Friday Oct-12-2018 20:35:29 PDT
Buy It Now for only: $10.00
|
Orisha Elegua Key Chain Llavero Santeria African God Yoruba Lucumi Eshu Keychain

$9.00 (0 Bids)
End Date: Wednesday Sep-26-2018 16:08:26 PDT
|
Vintage Religious Locket Anchor-Cross-Heart With Reverse Glass Opening

$16.00
End Date: Sunday Sep-23-2018 17:55:55 PDT
Buy It Now for only: $16.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Иммануил Кант Критика чистого разума Kritik der Reinen Vernunft
Критика чистого разума
"Критика чистого разума" - книга, которую каждая эпоха заново оценивает и по-своему переосмысливает.
Книга, которая остается актуальной вот уже более двух столетий. Книга, которую изучали и пытались интерпретировать абсолютно все значительные философы, творившие после Канта, и которая по сей день занимает умы ученых и писателей, моралистов и политиков.
Это opus magnum Канта, он обдумывал этот труд десять лет - а написал за несколько месяцев. Тщательно структурированное, совершенное по форме произведение, посвященное вопросам, волновавшим лучшие умы человечества с древнейших времен, - каковы источники и границы знаний и какую роль в познании мира играют чувства, рассудок и разум. 

...

Цена:
202 руб

Умберто Эко Искусство и красота в средневековой эстетике Arte e bellezza nell'estetica medievale
Искусство и красота в средневековой эстетике
Мировую славу Умберто Эко обрел как автор шести романов, ставших вечной классикой. Однако сам он считает куда более важной свою научную работу. Выдающийся семиолог, медиевист, культуролог и массмедиолог, почетный профессор многих университетов, в академической среде Эко фигура не менее масштабная, чем в художественной литературе.

Одна из главных сфер его научной деятельности — медиевистика, и в этой книге Эко знакомит неспециалистов с работами крупнейших мыслителей Средневековья — таких как Фома Аквинский, св. Бонавентура, Дуне Скот и Уильям Оккам, — занимавшихся проблемами эстетики. Что такое красота? Из чего она складывается - в природе, в искусстве, в Боге, в человеке? Существует ли красота истинная, объективная, независимая от созерцателя? Поиск ответов на эти вопросы в Средние века позволяет глубже понять наше собственное чувство прекрасного и по-новому оценить разнообразные проявления красоты в окружающем нас мире....

Цена:
379 руб

Сунь-цзы Искусство войны (подарочное издание)
Искусство войны (подарочное издание)
Древний китайский трактат ИСКУССТВО ВОЙНЫ, написанный более двух тысяч лет назад таинственным воином и философом Сунь-цзы, - классическое руководство по стратегии поведения в конфликтах любого уровня - от психологического соперничества до военных действий.
В данном переводе трактат представлен в контексте даосской философии. Характерные для даосизма представления о человеческой природе, сущности возникающих конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций дают возможность применять силу без грубого насилия и побеждать еще до начала открытого противостояния. С этой точки зрения ИСКУССТВО ВОЙНЫ может считаться настольной книгой политиков, политологов и психологов. Для более ясного понимания идей, изложенных в трактате, его текст сопровождается комментариями одиннадцати китайских стратегов и военачальников.
Издание иллюстрировано репродукциями произведений изобразительного искусства Китая, Японии и Кореи из музеев, галерей и частных коллекций многих стран мира....

Цена:
2143 руб

Б. Рассел История западной философии. В 2-х томах. Том 1 A History of Western Philosophy
История западной философии. В 2-х томах. Том 1
"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее «работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений». Классическая Эллада и Рим, католические "отцы церкви", великие схоласты, гуманисты Возрождения и гениальные философы Нового Времени - в монументальном труде Рассела находится место им всем, а последняя глава книги посвящена его собственной теории поэтического анализа....

Цена:
153 руб

Никколо Макиавелли Государь. О военном искусстве
Государь. О военном искусстве
Самым известным произведением писателя стал трактат "Государь", первоначально издававшийся в России под названиями "Князь" и "Правитель". Макиавелли создал учение о последовательно светском государстве, свободном от церковной морали. Он полагал, что в борьбе за упрочение государства допустимы любые средства: насилие, обман, предательство. Появившийся впоследствии термин "макиавеллизм" стал обозначать политику, пренебрегающую законами морали. Однако сегодня многие положения автора воспринимаются как сами собой разумеющиеся, найдя свое воплощение в истории XX века.
В книгу включен также блистательный трактат Никколо Макиавелли "О военном искусстве", ошеломивший современников жестким и практичным подходом не только к военной тактике, но и к стратегии.

...

Цена:
269 руб

Мишель Фуко Археология знания L'Archeologie du savoir
Археология знания
Книга выдающегося французского философа Мишеля Фуко "Археология знания" занимает в его наследии особое место. Изданная в 1969 году, она выражает изменившееся мироощущение французского интеллектуала после "майской революции", а если говорить о личной истории Фуко, - завершает "археологическую эпоху" его творчества и открывает новое направление исследований. В этой работе Фуко пытается ответить на следующие вопросы: какой тип феноменов может стать объектом дискурса истины? кто может занять позицию говорящего субъекта? каким образом возникают новые совокупности элементов, которые мы называем "научными теориями"? Фуко не создает здесь очередной вариант "истории идей", а стремится исследовать те соответствия, которые существуют между различными речевыми практиками и "внеязыковыми структурами повседневности", то есть экономическими, социальными и политическими условиями производства самого знания.
Во втором издании устранены некоторые неточности перевода, добавлен словарь личных имен.

Книга адресована всем, кто интересуется современной философией....

Цена:
629 руб

Аристотель Политика
Политика
Великий древнегреческий философ Аристотель стоит у истоков современной науки. Воспитатель Александра Македонского, создатель первых систематичных трактатов, тщательный исследователь мироздания, Аристотель заложил фундамент таких дисциплин, как Логика, Метафизика, Этика, Физика и других. Трактат "Политика" – одна из важнейших работ философа, в которой он рассматривает основные формы правления и цели государства, определяя последнее, как "общение, организованное ради общего блага". С присущей ему ясностью стиля Аристотель критикует разнообразные политические режимы, рассматривает проблемы института семьи, существования рабов и воспитания молодежи, размышляет о важности религии и рисует идеальное общество, "дающей людям полную возможность жить согласно их стремлениям"....

Цена:
124 руб

Майкл Паттон, Кувин Кэннон Философия. Краткий курс в комиксах The Cartoon Introduction to Philosophy
Философия. Краткий курс в комиксах
Эта книга знакомит нас с великой традицией познания мира. Нашим гидом в путешествии, в котором мы спустимся вниз по извилистой реке философии, будет ироничный Гераклит. Мы встретимся с влиятельными мыслителями, представляющими три тысячелетия западной традиции, проникнем в суть основных философских течений и станем свидетелями горячих споров на разнообразные темы. Как мы воспринимаем окружающий мир? Обладаем ли свободой воли? Каковы возможности и границы человеческого познания? Может ли компьютер заменить человека? Объединяя в себе шутливые рисунки и остроумные комментарии, эта книга стремится направить веселье в нужное русло – на поиски фундаментальной истины – и привить любовь к мудрости каждому, кто согласен взять весло и присоединиться к путешествию....

Цена:
323 руб

И. А. Ильин Сильная власть. Русская идея
Сильная власть. Русская идея

Творчество выдающегося русского философа, государствоведа и православного мыслителя первой половины XX в. Ивана Александровича Ильина посвящено величию России, русской идее и исследованию духовно-социальных противоречий, едва ли не стоивших гибели многовековой русской цивилизации. Даже в вынужденной эмиграции, куда он был насильно изгнан большевиками, Ильин оставался активным, деятельным патриотом, борцом за русскую идею. Его труды оказали значительное влияние на мировоззрение патриотических сил русского зарубежья. К счастью, в последние десятилетия труды Ильина находят все большее признание на Родине.

В настоящее издание вошли фундаментальные работы, написанные И.А.Ильиным на протяжении всей жизни. Книги "Понятия права и силы", "О сущности правосознания", "О монархии и республике" посвящены вопросам власти и государственного устройства. В совершенстве зная историю и философию права, мыслитель раскрывает перед читателем духовный смысл и государственное предназначение органов власти. Исходя из национальных интересов России, он дает ответы на вопросы о сущности государства и развитии форм правления. Сборник статей "Наши задачи" включает статьи, которые конфиденциально рассылались членам Русского Обще-Воинского Союза. Это изложение принципов будущего государственного устройства, где основное внимание уделено вопросам духовно-нравственного воспитания и формирования правосознания граждан России.

...

Цена:
769 руб

Бертран Рассел История западной философии A History of Western Philosophy
История западной философии
Бертран Рассел - лауреат Нобелевской премии по литературе, математик, общественный деятель и один из величайших философов ХХ века, автор знаменитых работ "Проблемы философии", "Человеческое познание: его сфера и границы", "Азбука относительности", "Брак и мораль" и "История западной философии". "История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б.Рассела. В нем он прослеживает развитие философских взглядов от возникновения греческой цивилизации и до 20-х годов двадцатого столетия....

Цена:
769 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования