Энциклопедия философии онлайн
Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму

Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму.

Вопрос этот очень сложен. С одной стороны, и почитатели, и критики Хабермаса нередко считают его последователем идей франкфуртской школы и ее представителем во втором поколении. С другой стороны, сам Хабермас отрицательно относится к попыткам объединить весьма различных мыслителей в одну школу и считать всех их сторонниками одной теории. Чего-то подобного "критической теории" никогда не существовало и не существует ныне, заявил Хабермас. Тем не менее связь между учениями Хоркхаймера, Адорно, Маркузе и некоторыми идеями Хабермаса, несомненно, есть, по крайней мере в "генетическом" смысле. Да и сам мыслитель нередко высказывается по этому вопросу. В чем же именно проявляются и преемственность по отношению к критической теории общества и размежевания с нею в учении Ю. Хабермаса?

Сам Хабермас придавал особое значение "Диалектике Просвещения" Хоркхаймера и Адорно - причем не только для своего философского развития, но и для всей философии и культуры XX в. В ряде работ 80-х годов он подчеркнул новую актуальность этого сочинения и других произведений представителей франкфуртской школы 30-х годов. Время от времени Хабермас обращается и к более поздним текстам Хоркхаймера, Адорно, Маркузе. Поддерживая некоторые их идеи и установки, Хабермас вместе с тем подвергает деликатной по форме, но решительной по содержанию критике основоположения франкфуртцев, говоря о своем учении как "бескомпромиссном ревизионизме". Хабермас так суммирует свои конкретные претензии в их адрес: "Адорно перевел теорию мысли в заостренную форму афоризмов; фрагментарности мысли он придал значение программы, причем он сильно - по моему мнению, слишком сильно - дистанцировался от науки. Отсюда прежде всего и возникли три слабости. Критическая теория общества, во-первых, не приняла всерьез развившиеся в социальных науках и аналитической философии теоретические импульсы; на систематическом уровне критическая теория общества не примкнула к этим разработкам, хотя они могли бы соответствовать ее собственным интенциям. Во-вторых, именно поэтому она, сузив свои рамки до критики инструментального разума, не внесла существенного вклада в эмпирический содержательный анализ сверхусложнившейся социальной реальности. И наконец, в-третьих, она не смогла дать непротиворечивого осмысления своих нормативных основ, своего собственного статуса. Эта апория, - добавляет Хабермас, - и была для меня основанием для разработки теории коммуникативного действия, т.е. действия, притязающего на значимость". Невнимание критической теории общества к теоретическому оправданию, "легитимизации" собственных теоретико-методологических оснований Хабермас расценил как главный ее порок. "Радикальная критика разума не может одновременно быть радикальной и оставляющей без прояснения масштабы, критерии, к которым она прибегает". Вопрос о критике капитализма, предпринятой франкфуртской школой, к концу столетия тоже оказался куда более сложным, чем предполагалось в 30-50-х годах. В связи с ним необходимо затронуть более общую проблему изменения отношения Хабермаса к марксизму (ибо ведь и франкфуртская школа справедливо причисляется к неомарксизму).

Как и старшие франкфуртцы, Хабермас был и остается критиком капитализма. И сегодня он обосновывает ту мысль, что капитализм не в состоянии реализовать тот социальный, культурный и нравственный потенциал, который современная история предоставила в его распоряжение. И ныне Хабермас выдвигает обвинения в адрес капиталистической экономики и коммерциализации культуры. Однако во всех этих пунктах его позиции к 80 - 90-м годам существенно изменились - по сравнению с работами 60-70-х годов. Прежде всего, если ранее Хабермас еще возлагал какие-то надежды на реформирование реального социализма (к практике которого он, правда, всегда относился критически), противопоставляя капитализму по крайней мере идеи и замыслы социализма, то теперь о социалистических преобразованиях общества он уже почти не говорит. Историческое развитие, по-видимому, заставило Хабермаса пересмотреть некоторые социально-политические позиции, что было процессом довольно болезненным. Однако поразительно и показательно, что Хабермасу, начавшему свой творческий путь в качестве последователя одной из неомарксистских школ, удалось преодолеть не только догматический "диамат", но и "истматовски" окрашенный марксизм, который долго исповедовали Хоркхаймер и Адорно. Без всякой рекламы своих "поворотов" или раскаянии Хабермас в 80-90-х годах уже имел за плечами опыт глубокого критического пересмотра и марксизма, и критической теории общества франкфуртской школы. Один из современных авторов (А.Зёльтер) так подытоживает линии размежевания Хабермаса с марксизмом: "Согласно Хабермасу, четыре фактора развития современного общества восстают против Маркса. 1) Существенное изменение состоит в том, что на смену типологически понятому отделению государства от общества в эпоху индустриального капитализма приходит взаимоотрицание и взаимопроникновение обеих сфер. Это означает, что лишается своего значения способ рассмотрения, при котором преимущественное внимание отдается экономике. Связывание базиса и надстройки в версиях ортодоксального марксизма Хабермас также считает неприемлемым. 2) Кроме того, материальный уровень жизни широких слоев населения возрос настолько, что интерес общества к освобождению уже нельзя формулировать лишь в экономической терминологии... Феномен отчуждения ни в коей мере не устранен, но уже никак не может быть понят только в качестве экономической нищеты. Согласно новой теории, на смену "телесной" эксплуатации пришло психосоциальное обнищание, а открытое насилие переросло в господство на основе манипуляций, предполагающих вмешательство в сознание индивидов. 3) Исчез носитель революционных устремлений, пролетариат. Поэтому марксистская теория революций утратила свой традиционный адресат... 4) Системная дискуссия о марксизме была парализована утверждением советской системы в результате революции 1917 года. Что касается позиции Хабермаса, то он, вслед за основателями франкфуртской школы, упрекал Маркса в невнимании к возможностям "политической модификации рыночного экономического механизма" и к заключенным внутри общества возможностям противостоять собственно капиталистическим тенденциям развития экономики. Это породило высказывания о том, что Хабермас, собственно, отказался от самого главного в марксизме...".

Итак, Хабермас учел новейшие изменения капитализма, приведшие к его стабилизации в экономической сфере, и перенес критические удары на "колонизирующее воздействие" капитализма в тех областях, которые он сам был склонен считать заповедными землями интересовавшего его коммуникативного действия - в сферах дружбы, семьи, соседства, обучения, воспитания, культуры, неформальных объединений и т.д. С изучения этих структур Хабермас, собственно, и начал свой оригинальный путь в философии.

источник: Филослов.ру


просмотров: 604
РОЗЕНЦВЕЙГ Франц
ЗАЛКИНД Арон Борисович
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо
ФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Джордж
Молодость, молчание, Лучшие мысли
АДВАЙТА
МОРГАН (Morgan) Льюис Генри
Ацюковский Краткая история эфира глава из книги Общая эфиродинамика
ЛЕЙНГ (Laing) Рональд
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Rosario Santa Muerte Holy Death Rosary Grim Reaper Made in Mexico Wood

$3.95
End Date: Friday Sep-20-2019 8:40:32 PDT
Buy It Now for only: $3.95
|
1948 - IMMORTAL CHAPLAINS - Block of Four Vintage U.S. Postage Stamps

$25.00
End Date: Wednesday Aug-28-2019 17:53:58 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
9" Santa Muerte Blanca White Holy Death Statue Grim Reaper Figure Skull Skeleton

$10.00
End Date: Thursday Aug-22-2019 12:06:47 PDT
Buy It Now for only: $10.00
|
Narcotics-Anonymous-AA-NA-Bronze-Medallion-No Matter What Club

$39.00
End Date: Thursday Aug-22-2019 14:33:05 PDT
Buy It Now for only: $39.00
|
12.5" Santa Muerte Statue Holy Death Grim Reaper Skull 7 Colors Siete Potencias

$6.61
End Date: Saturday Sep-14-2019 11:29:44 PDT
Buy It Now for only: $6.61
|
Mini Shrunken Head

$10.00
End Date: Friday Sep-20-2019 11:53:39 PDT
Buy It Now for only: $10.00
|
2.4 Lbs Alcoholics Anonymous Car wash Peter piper Misc Random Coins Tokens

$120.00
End Date: Monday Sep-16-2019 18:34:49 PDT
Buy It Now for only: $120.00
|
unused Jim Jones Peoples Temple San Francisco offering envelope cult Jonestown

$24.99
End Date: Thursday Sep-19-2019 19:42:38 PDT
Buy It Now for only: $24.99
|
7.25" Santisima Rainbow Santa Muerte Statue Holy Death 7 Color Grim Reaper

$6.99
End Date: Friday Aug-23-2019 15:34:22 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
INDIO BRAND SOAP- SPELL BREAKER 3oz

$29.99
End Date: Friday Sep-13-2019 9:18:46 PDT
Buy It Now for only: $29.99
|
8 “ Papa Candelo Statue Figurine Figure Santeria Lucumi Elegua 21 Division

$4.99
End Date: Sunday Aug-25-2019 14:03:32 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 15 Year Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober

$25.00
End Date: Friday Sep-13-2019 18:01:58 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования