Энциклопедия философии онлайн
ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович 1922 российский логик, социальный философ
ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович (р. в 1922) - российский логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее эпатажных и противоречивых фигур как в российской, так и западной социальной мысли. В творчестве 3. выделяются три разных периода: 1) до публикации "Зияющих высот" (1976) и высылки из СССР основная сфера его занятий - логика и методология науки. Работы 3. этого периода: "Философские проблемы многозначной логики" (1960), "Логика высказываний и теория вывода" (1962), "Основы логической теории научных знаний" (1967), "Комплексная логика" (1970), "Логика науки" (1972), "Логическая физика" (1972) и др.; 2) в 1978-1985 - исследование, описание и критика реального коммунизма в различных жанрах: литературы, публицистики, социологических эссе. В этот период 3. написаны "Светлое будущее" (1978), "В преддверии рая" (1979), "Желтый дом" (1980), "Коммунизм как реальность" (1981), "Гомо советикус" (1982), "Мой дом - моя чужбина" (1982), "Пара беллум" (1982), "Ни свободы, ни равенства, ни братства" (1983), "Иди на Голгофу" (в основном написана в 1982, опубликована в 1985) и др.; 3) после начала перестройки в Советском Союзе - критика распада советской системы, поворот к исследованию и критике современного западного общества. Книги: "Катастройка" (1990), "Смута" (1994), "Русский эксперимент" (1995), "Запад" (1996), "Глобальный человейник" (1997), "На пути к сверхобществу" (2000). Участник Второй мировой войны, боевой летчик. В 1954 - после окончания философского факультета и аспирантуры МГУ защитил диссертацию по логике "Капитала" Маркса, получившую резонанс и известность в советских философских кругах. С 1955 - сотрудник Института философии АН СССР, с 1960 - доктор философских наук, затем профессор МГУ, заведующий кафедрой логики. В 1976 - публикация "Зияющих высот" на Западе и последующая высылка из Союза. В 1978-1999 - живет и работает в Мюнхене. В 2000 вернулся в Россию. В Советском Союзе философские взгляды 3. находили свое выражение главным образом в рамках логики и методологии науки. После войны эта область философии оказалась одной из немногих ниш относительно неидеологизированного философского мышления. Произошло это во-многом именно благодаря 3. Его ранние исследования метода и логики "Капитала", а также сформулированные в ходе этих исследований принципы и программные положения, послужили образцом и мотивом развития ряда инициатив и программ в советской философии: содержательно-генетической логики, деятельностного и системного подходов, а также эпистемологии и логики науки в целом. Более поздние работы 3., выполненные в русле математической логики, до сих пор не нашли адекватной оценки собственно с философской точки зрения, хотя содержат целый ряд оригинальных и нестандартных методологических идей. Можно отметить, что экспликация позднейшей, сформулированной уже в эмиграции социологической теории 3., обнаруживает методологический фундамент, сформированный в "логический" период. Сам логический период, так же как и все творчество 3., неоднороден и содержит резкий перелом (осуществившийся во второй половине 1950-х), разделяющий его (условно) на "диалектическую" и "формально-логическую" части. Основная работа "диалектического" или "содержательного" периода - диссертация "Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале "Капитала" К. Маркса)" не опубликована до сих пор. Наряду с исследованиями Ильенкова, эта работа и по сей день остается одной из лучших экспликаций и реконструкций данного метода. Интересно отметить, что реконструкции Ильенкова и 3. сильно различаются; это позволяет предположить, что на деле речь идет о трех разных конструкциях или вариантах метода: самого Маркса, Ильенкова и 3. "Капитал" считался образцовым и почти каноническим произведением. Его обильно цитировали, применяли реализованные в нем схемы и идеологические формулы, однако метод "Капитала" оставался неэксплицированным. Тезис о том, что марксово мышление было революционным, или, как стали говорить после работ Куна, задавало иную парадигму мышления, оставался лишь лозунгом и фактом идеологического мышления. 3. одним из первых в советской философии подошел к "Капиталу" структурно-логически. 3. обратил внимание на то, что логика, реализованная Марксом, применима лишь по отношению к объектам особого рода, обладающих структурой так называемого "органического целого" (термин "система" появился лишь позднее). Это, как правило, исторические или социальные объекты, обладающие внутренне дифференцированной и функционализированной структурой, но главное, - обладающие имманентыми механизмами развития и эволюции. Считалось, что такого рода объекты не могут быть адекватно описаны формальной логикой, и должны изучаться диалектикой. 3. заметил, что традиционная логика действительно не может выразить парадигмальные отличия марксова подхода, и предположил, что причина этого - в игнорировании содержательной и инструментально-операциональной (деятельной) стороны мышления. Логическое состояние диалектики оценивалось 3. реалистично - она оставалась в основном фактом "политмышления", "алгеброй революции" и т.п. Из этого родился манифест новой, "содержательной" логики, которая, в отличие от логики формальной, фиксировала бы не только языковой аспект, но также содержательный (или логико-онтологический) и процедурный, а также связывала бы эти аспекты между собой. 3. сформулировал лишь самые общие программные положения: 1) мышление должно рассматриваться логикой не как статичная структура, а как историческая деятельность, все структуры знания - суть временно зафискированная деятельность мышления; 2) собственно логический анализ (языковой аспект) должен совмещаться с содержательным и процедурным анализом знания и научного мышления; 3) логика должна быть эмпирической наукой, ее эмпирический материал - реальные научные тексты, а предмет исследования - приемы и способы мышления, зафиксированные в этих текстах; 4) по отношению к самому научному мышлению логика - не канон, а набор инструментальных исследовательских средств (органон), и др. Реально эта программа 3. повлекла за собой не только разработку содержательно-генетической логики, но и во-многом формирование в советской философии логики науки как особого направления и области исследований. Разработка содержательной логики не получила официальной поддержки и признания. Кроме того, реализация этой инициативы столкнулась с многочисленными проблемами и методологическими трудностями. В силу ряда причин 3. был вынужден пересмотреть свои взгляды и исходные положения, а дальнейшие исследования локализовать в рамках математической логики. В 1959 3. выступил с критикой программы содержательной логики. Ее тезисы сводились к следующему: а) негативизм по отношению к формальной логике признавался неправомерным: формальная логика и логика науки не противостоят друг другу, а первая, в своем современном виде, дает богатые возможности для второй; б) замысел содержательной логики оказывался противоречивым, поскольку смешивал и соединял в одной дисциплине неоднородные подходы и типы знания: нормативные и дескриптивные, структурные и исторические, психологию и логику. Сохранив интенцию на разработку логики научного знания, 3. воспользовался развитым аппаратом математической логики, к возможностям которого он адаптировал свои методологические установки - ориентацию на эмпирическое знание и анализ реальных языковых структур, противопоставление содержательных и языковых аспектов, выделение логических средств анализа системных объектов со сложной неоднородной структурой и др. Такой шаг позволил 3. довольно быстро получить впечатляющие результаты. Среди них: исчисление высказываний о связях, подходы к применению многозначной логики в логике науки, концепция комплексных определений и комплексной логики. 3. сформировал собственную школу и направление в логике, получившее резонанс и на Западе. (См. также "Зияющие высоты".).

А.Ю. Бабайцев Лит.: Философский словарь 2003

источник: Филослов.ру


просмотров: 552
Страдание, страдать, Лучшие мысли
САНТАЯНА (Santayana) Джордж
Блез Паскаль
Судьба, суеверие, Лучшие мысли
ЛУКАСЕВИЧ (Lukasiewicz) Ян
МАТЕРИАЛИЗМ
Общая характеристика теории познания
Забытье, зависть, Лучшие мысли
СТОИЦИЗМ
ШИЗОАНАЛИЗ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jesus Malverde Collar Necklace Sinaloa Narco saint Narcosanto Mexico

$6.43
End Date: Friday Mar-29-2019 10:42:49 PDT
Buy It Now for only: $6.43
|
Mini Shrunken Head

$69.99
End Date: Friday Apr-12-2019 19:12:38 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
VIRGIN MARY BLESS MOTHER CONCRETE STATUE MADONNA GARDEN

$0.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Apr-3-2019 17:26:55 PDT
|
1717 THEOLOGICAL, MORAL AND EMOTIONAL REFLECTIONS on the Attributes of God

$39.99
End Date: Sunday Apr-14-2019 19:29:38 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
 Rajneeshpuram Wild Country Mala Necklace Bhagwan Rajneesh Oregon Osho 

$10.50 (4 Bids)
End Date: Saturday Mar-30-2019 17:47:09 PDT
|
Nuwaubian Dr Malachi Z York Nubian Islaamic Hebrews Who Was Jesus' Father 1988

$5.00 (1 Bid)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:02 PDT
|
Aberree Scientology Newsletter Vol XI Number 4 1964

$13.00
End Date: Tuesday Apr-16-2019 15:24:27 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
Orisha Elegua Bracelet Eleggua Pulsera Siete Potencias Africana 7 African Powers

$5.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 17:24:46 PDT
|
Burling Hulls Invisible Hand Write's Special Directions For Slates Plus L Note

$11.99
End Date: Monday Apr-1-2019 8:31:36 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
Mini Tiny Santa Muerte Statue Travel Altar Size Holy Death Santisima Muerte

$5.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 15:20:19 PDT
|
Aberree Scientology Newsletter Vol X Number 8 December 1963. Excellent

$7.51 (3 Bids)
End Date: Saturday Mar-30-2019 17:43:14 PDT
|
Nuwaubian Dr Malachi Z York Nubian Islaamic Hebrews Saint Paul Disciple 1988

$2.75
End Date: Wednesday Apr-3-2019 17:41:11 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Иммануил Кант Критика чистого разума Kritik der Reinen Vernunft
Критика чистого разума
"Критика чистого разума" - книга, которую каждая эпоха заново оценивает и по-своему переосмысливает.
Книга, которая остается актуальной вот уже более двух столетий. Книга, которую изучали и пытались интерпретировать абсолютно все значительные философы, творившие после Канта, и которая по сей день занимает умы ученых и писателей, моралистов и политиков.
Это opus magnum Канта, он обдумывал этот труд десять лет - а написал за несколько месяцев. Тщательно структурированное, совершенное по форме произведение, посвященное вопросам, волновавшим лучшие умы человечества с древнейших времен, - каковы источники и границы знаний и какую роль в познании мира играют чувства, рассудок и разум. 

...

Цена:
202 руб

Дарио Салас Соммэр Существует ли женщина? Existe la mujer?
Существует ли женщина?
Дарио Салас Соммэр посвящает этот труд женщине. Книга дает новое представление о сущности женщины, ее внутреннем мире, особенностях поведения и ее роли в социуме. С большой любовью и уважением к женщине автор дает развернутый ответ на вопрос, что такое истинная женственность и предлагает женщине по новому взглянуть на себя и свои скрытые возможности: "Искренне надеюсь, что женщина примет решение в пользу объективной реальности, а не детских сказок. Осмелюсь предположить, что если она решится, то сможет достичь такого уровня самореализации, который позволит ей создать собственную реальность, независимую от постоянно меняющихся жизненных обстоятельств. Женщина окончательно освободится от мужского покровительства, достигнет "совершеннолетия" и найдет тысячи новых возможностей развития и самореализации"....

Цена:
260 руб

С. Лазарев Облики гордыни
Облики гордыни
Что такое гордыня? Как она выглядит, какие проблемы порождает? Насколько верны наши привычные представления о гордыне? Почему необходимо преодолевать гордыню?
В этой книге читатель найдет не только ответы на все эти вопросы, но и руководство к действию.
...

Цена:
365 руб

Мамардашвили М. Лекции по античной философии
Лекции по античной философии
Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили - один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978-1980 гг. студентам ВГИКа. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений об отношениях человека и мира. В центре его внимания проблема бытия , возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Мамардашвили прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а, в последующем, и европейского идеала мышления и понимания мира и человека. Настоящее издание является наиболее выверенным на сегодняшний день и рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся актуальными вопросами культуры....

Цена:
157 руб

 Эпиктет. Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни. Симпликий. Комментарий на "Энхиридион" Эпиктета
Эпиктет. Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни. Симпликий. Комментарий на "Энхиридион" Эпиктета
Эпиктет - философ-стоик рубежа I-II вв. н.э. Подобно Сократу не оставил никаких сочинений. Его устные проповеди сохранил его ученик - римлянин Флавий Арриан, автор многочисленных сочинений на греческом языке. Вниманию читателей предлагается русский перевод "Краткого руководства к нравственной жизни" Эпиктета, в котором содержатся все основные положения его философии. Публикуется впервые.
Симпликий - философ-неоплатоник, последний представитель Афинской школы, закрытой императором Юстинианом в 529 г. н.э. Автор комментариев на сочинения Аристотеля. Составил обширное толкование на "Краткое руководство к нравственной жизни" Эпиктета. Публикуется впервые....

Цена:
905 руб

Аристотель Риторика
Риторика
Аристотель — древнегреческий ученый, философ, основоположник формальной логики. Первым создал всестороннюю философскую систему, охватившую все сферы существования. Его учение считается обобщающим и завершающим греческую философию.
"Риторика" Аристотеля – это наиболее глубокое и систематизированное исследование проблем ораторского искусства, ставшее большим культурным и научным событием. Трактат разделен на три части: первая посвящена предмету риторики и видам ораторских речей. Во второй речь идет о личных свойствах оратора и о "причинах, возбуждающих доверие к говорящему". Третья часть касается технической стороны риторики.
Как и другие книги серии "Великие идеи", книга будет просто незаменима в библиотеке студентов гуманитарных специальностей, а также для желающих познакомиться с ключевыми произведениями и идеями мировой философии и культуры....

Цена:
106 руб

Жан Бодрийяр Симулякры и симуляция Simulacres et simulation
Симулякры и симуляция
"Симулякры и симуляция" - последняя работа выдающегося философа-постмодерниста, культуролога и социолога Жана Болриияра. Самая полная и доступная для восприятия книга подобной тематики, с которой можно начинать погружение в мир современной философии. Автор дает наиболее развернутые определения таким понятиям, как "гиперреальность" и "симулякры", давно уже вошедших в массовый обиход. Это произведение помогло множеству людей по всему миру взглянуть на нашу реальность с принципиально иной стороны, с позиции признания ее фиктивной, поддельной, "копией копии", иллюзорной субстанцией, а также вдохновила кинематографистов на создание культового фильма "Матрица"....

Цена:
375 руб

Мераб Мамардашвили Лекции по античной философии
Лекции по античной философии
Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили - один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978-1980 гг. студентам ВГИКа. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений об отношениях человека и мира. В центре его внимания проблема бытия , возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Мамардашвили прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а, в последующем, и европейского идеала мышления и понимания мира и человека. Настоящее издание является наиболее выверенным на сегодняшний день и рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся актуальными вопросами культуры....

Цена:
425 руб

Ж. Ф. Лиотар Либидинальная экономика
Либидинальная экономика
Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998) принадлежит к числу крупнейших французских философов ХХ века. "Либидинальная экономика" (1974) - одна из трех "больших" книг философа, в которой он, реагируя на недостаточную, на его взгляд, критику капитализма в злободневном философском бестселлере "Анти-Эдип" Делёза - Гваттари, предпринимает не столько критику, сколько радикальную деконструкцию не только капитализма, но и всех его критик, начиная с Маркса и кончая Бодрийяром, и вообще любой экономики, в том числе фрейдовской или лакановской, кроме прокламируемой им экономики либидинальных интенсивностей. Оставшаяся во многом непонятой современниками, "Либидинальная экономика" обрела в начале XXI века новое прочтение в трудах в основном англоязычных исследователей и мыслителей....

Цена:
645 руб

Леонард Корен Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers
Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей
О книге

Ваби-саби — это квинтэссенция японской эстетики. Это красота вещей несовершенных, недолговечных и незавершенных. Красота, которая живет в скромности и простоте.

Красота, чуждая условностям.

Эта книга — твердое напоминание, что именно то, что вы пытаетесь создать, не будет полным, пока что-то в этом процессе или результате не будет несовершенным. И что истинная красота заключается не только в этом несовершенстве, но и в его принятии.

Ваби-саби призывает нас перестать гнаться за успехом — деньгами, статусом, властью и роскошью — и наслаждаться необремененностью жизни.

Для кого эта книга

Для всех, кто занимается творчеством и интересуется новыми стилями и концепциями.

Для всех, кто хочет жить осознанно.

...

Цена:
1199 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования