Энциклопедия философии онлайн
ЧТО ТАКОЕ ОККУЛЬТИЗМ Блаватская
embl-ts.jpg
Теософия, книги по теософии
fivefourtheosophy19112355b.jpg

Окультные книги, Вестник теософии.

 


Об исправленных переводах выложенных здесь книг

 

ИСПРАВЛЕННЫЕ ВЕРСИИ КНИГ

Некоторые выложенные на нашем сайте книги отличаются своей редакцией от издававшихся, потому даже имеющим их в бумажном варианте имеет смысл скачать себе исправленные версии.


Елена Блаватская

Голос Безмолвия (H. P. Blavatsky, The Voice of the Silence) — сильно переработанный и исправленный перевод, ни разу не издавался. Заполнены некоторые пропуски.

Ключ к теософии (Key to Theosophy) Новый перевод; он точнее издававшегося в 1993–2003 г., в котором есть грубые ошибки и пропуски. Сделан на основе перевода Котикова, который был хорош, но делался с сокращённого издания. Были использованы также отрывки из книги Блаватской "Из пещер и дебрей Индостана", написанной на русском языке, по смыслу тождественные содержанию части одной из глав. С 2004 г. неоднократно издавался изд-вами Эксмо, АСТ, Рипол-классик.

Протоколы ложи Блаватской (Transactions of Blavatsky Lodge) Новый перевод; он точнее выходившего под названием "Комментарии к тайной доктрине". Все цитируемые станцы из "Тайной доктрины" были переведены заново. Издан "Эксмо" под одной обложкой с "Ключом к теософии", 2004.

Блаватская об изучении теософии (Madame Blavatsky on how to study theosophy) — перевод В. Котикова с незначительными исправлениями.


Алиса Бэйли

Трактат о космическом огне (A. A. Bailey, Treatise on Cosmic Fire) — это никогда не издававшийся вариант перевода С. Арутюнова, проверенный по оригиналу. Хотя и он не лишён ошибок, всё же их там гораздо меньше, чем в издававшихся вариантах, которые все так или иначе восходят к самиздатским версиям перевода Арутюнова, однако без указания его имени.

Подвиги Геракла (A. A. Bailey, Labours of Hercules) — в изданный текст редакция внесла правки, с которыми переводчики не были согласны, и поскольку первоначальный вариант был утерян, текст был повторно проверен и исправлен по оригиналу.

Свет Души (A. A. Bailey, Light of the Soul) — перевод М. Свечникова в том виде, в каком он был им сделан. Издававшийся вариант составлен и отредактирован из нескольких переводов, в т.ч. этого, что делалось без участия переводчиков.

Неоконченная автобиография (A. A. Bailey, Unfinished Autobiography) — несколько исправленный первый перевод. Впоследствии был издан другой перевод этой книги.


Чарлз Ледбитер

Астральный план (C. W. Leadbeater, The Astral Plane) — это совершенно новый перевод, поскольку прежний (многократно издававшийся) был сделан не напрямую, а через французский язык, ввиду чего накопились неточности. Кроме того, новый перевод сделан с самого последнего, дополненного издания. Он выходил в сборнике "Реальность астрального плана" и отдельно в изд-ве Амрита-Русь, но тут поправлены некоторые опечатки, обнаруженные уже после выхода книги.

Внутренняя жизнь (C. W. Leadbeater, The Inner Life) — этот перевод (с сокращённого издания TPH Wheaton) издавался в упомянутом сборнике, но в этом тексте исправлены опечатки, замеченные после выхода книги. Ранее выдержки из этой книги под названием "Из внутренней жизни" выходили под одной обложкой с книгой "Невидимые помощники", но текст там местами серьёзно испорчен редактором.

Ментальный план (C. W. Leadbeater, The Devachanic Plane) — Новая редакция, сделанная по той же причине, что и в случае с книгой "Астральный план", однако с использованием существовавшего перевода. Напечатан в 2003 г.

Учителя и путь (C. W. Leadbeater, The Masters and the Path) — это полная версия книги, в то время как в ранее издававшемся варианте — лишь примерно 2/3 всего объёма. Исправлены также многие ошибки, накопившиеся при перепечатке самиздатских версий текста, местами очень грубые. Добавлены 10 иллюстраций, отсутствовавших в русском издании. (В 2004 г. изд-вом Амрита-Русь был выпущен этот полный вариант).

Чакры (C. W. Leadbeater, The Chakras) — издававшийся анонимный перевод был проверен и исправлен по оригиналу. Исправления были незначительными.

Невидимые помощники (C. W. Leadbeater, The Invisible Helpers). Перевод, полностью пересмотренный и исправленный по последнему изданию, с добавлением нескольких новых глав. Пока не издавался.

Краткий очерк теософии (C. W. Leadbeater, An Outline of Theosophy) — несколько исправленный вариант по сравнению с первыми изданиями, вошёл в сборник "Реальность астрального плана".


Анни Безант

Сила мысли (A. Besant, Thought Power) — исправленный по оригиналу (заполнены незначительные пропуски) текст, выходивший отдельным изданием (это был самиздатский вариант). Впоследствии этот исправленный текст был издан в сборнике "Эзотерическое христианство".

Мыслеформы (A. Besant, C.W. Leadbeater, The Thought Forms) (Совместно с Ч. Ледбитером). Отличается от издававшегося варианта. Смысловые неточности, выявленные при подготовке издания, устранены, но изменения, внесённые редакторами издательства, по большей части не приняты.


Субба Роу

Философия Бхагавад-гиты (T. Subba Row, Philosophy of Bhagavad Gita / Notes on Bhagavad-Gita). По сравнению с издававшимся и распространявшимся ранее в сети вариантом исправлены многие неточности, текст проверялся по более точному и полному изданию.


Эрнест Вуд

Сосредоточение (E. Wood, Concentration). Перевод, выполненный Ю. Лурье с частичным использованием старого перевода, выполненного с первого издания и издававшегося до революции. Новый перевод сделан с дополненного издания, но не самого последнего.

 

 

История Теософического Общества

ОСНОВАТЕЛИ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА


Е. П. Блаватская

У. К. Джадж

Х. С. Олкотт

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г. в Екатеринославе (Днепропетровск) в дворянской семье, и с детства проявляла необычные способности и интерес к оккультным наукам. В 1849 г. она покинула Россию и много путешествовала по свету. За период 1850-1870 г. она посетила Северную и Южную Америку, Египет, Индию, Японию и многие страны Европы. Зарабатывала на жизнь она разными способами — давала фортепианные концерты, торговала, а одно время у неё даже был завод по производству чернил. В 1851 г. в Лондоне она встретила своего учителя, а в конце 1860-х отправилась учиться в Тибет. В 1870 г. она вернулась в Европу, а затем по указанию своего учителя отправилась в США, где основала Теософическое Общество. В 1878 Блаватская первой из русских женщин получила американское гражданство. С 1879 по 1884 г. она жила в Индии, а затем до самой своей смерти в 1891 г. прожила в Европе, где и написала главный свой труд — "Тайную Доктрину".

Уильям Квон Джадж родился в Дублине в 1851 г. Отец его был масоном, и Уильям с детства проявил интерес к оккультным наукам. Переехав в молодости в Америку, он занялся адвокатской деятельностью, а потом стал судьёй верховного суда штата Нью-Йорк. Прочитав книгу Олкотта "Люди с того света", он написал автору, который и познакомил его с Е. П. Блаватской. После отъезда Блаватской и Олкотта в Индию Джадж возглавил американскую секцию, много сделав для распространения теософии в Америке. Автор нескольких книг и многочисленных статей, редактор журнала "Path".

Хенри Стил Олкотт родился в Ориндже, штат Нью-Джерси. До гражданской войны в США он был известным специалистом в области сельского хозяйства. Во время войны он вступил добровольцем в армию на стороне северян, где дослужился до звания полковника. Занимался расследованием коррупции в армии и на флоте, а также обстоятельств убийства Линкольна. Затем стал юристом. Родственники Олкотта занимались спиритизмом, и он стал исследовать спиритические феномены, написав об этом несколько книг и статей. На этой почве он и познакомился с Е. П. Блаватской, став первым президентом Теософического Общества. Впоследствии он принял буддизм и внёс большой вклад в возрождение буддизма на Шри-Ланке. Является основателем адьярской библиотеки, одного из крупнейших собраний санскритских текстов. Многие события его жизни, связанные с историей Теософического Общества, были описаны им в книге "Old Diary Leaves" (Страницы старого дневника).

 

 

Эмблема Теософического Общества состоит из нескольких символов, все из которых использовались с древнейших времён для выражения глубоких духовных и философских идей о человеке и вселенной. В различных формах они встречаются в великих мировых религиях, и на их универсальность указывает то, что их можно найти даже в культурах, сильно удалённых друг от друга. Даже каждый символ, взятый в отдельности, может привести к пониманию этих идей, а взятые вместе, как в этой эмблеме, они сообщают идею о великой эволюционной схеме, охватывающей всю природу, физическую и духовную. Их изучение может привести серьёзного исследователя к созерцанию некоторых из самых глубоких тайн бытия.

Отчасти в силу их древности, а отчасти из-за трудности установления их происхождения, эти символы не могут толковаться узко. Предлагаемая здесь интерпретация должна приниматься скорее как намёк на ту истину, которую они стремятся передать, чем как точное объяснение их смысла.


Анкх. В центре двух пересечённых треугольников расположен знак, известный как "анкх" или crux ansata, представляющий собой круг, венчающий крест тау. Анкх — это египетский символ, имеющий большую древность и означает воскресение духа из заключения в материи, торжество жизни над смертью, духа над материей, добра над злом. Эту идею воскресения можно встретить во всех великих религиях.

Пересечённые треугольники (часто называемые двойным треугольником, знаком Вишну, а в иудейской религии известные как печать Соломона или звезда Давида) окружены змеёй. Эта комбинация звезды и змеи символизирует проявленную вселенную, где творчество ограничено временем и пространством. Эти треугольники, взятые в отдельности, символизируют три грани проявления, известные в различных религиях как Троица или Тримурти. Тёмный треугольник, указывающий вниз, и светлый треугольник, указывающий вверх, символизируют соответственно нисхождение божественной жизни в материю и вознесение этой жизни в дух, постоянное противостояние светлых и тёмных сил в природе и человеке.

Змея. Кроме уже упомянутого значения, сама змея всегда была символом мудрости. Индусы называют мудрецов "нагами", а Христос наказывал своим ученикам быть "мудрыми как змии". Урэус (священная кобра), изображаемый на лбу египетских фараонов, означал их посвящение в тайные ритуалы, на которых приобретались знания скрытой мудрости. Змея, заглатывающая свой хвост, представляет "круг вселенной", бесконечность циклического процесса проявления.

Свастика. Это ещё одна из многочисленных форм креста, огненный крест. Из концов креста, вращающегося по часовой стрелке, исходят языки пламени, представляя огромные энергии природы, непрестанно создающие и растворяющие формы, через которые происходит эволюционный процесс. Считается, что свастика, изображённая на эмблеме, символизирует процесс эволюции, а свастика, направленная в противоположную сторону — процесс инволюции. В религиях, признающих троичность божества, свастика связывается с третьим лицом троицы, создателем — с Брахмой в индуизме и со Святым Духом в христианстве.

Аум или Ом. Венчает эмблему индусское священное слово, написанное санскритским письмом; эти три буквы представляют Тримурти. С ним связывают и идею о творящем слове, логосе, которое "было у Бога и было Бог". В целом эмблема символизирует Абсолют, Бога трансцендентного и имманентного. Бог трансцендентный, то есть пребывающий не только в мироздании, но и превыше его (священное слово Аум) осеняет цикл проявления (змею), которому даёт энергию божественная деятельность (свастика), и в этом поле проявления соединённые треугольники духа и материи заключают в себе, как в святилище, символ бессмертия (анкх), Бога имманентного, то есть пребывающего во всякой созданной форме.

Вокруг эмблемы написан девиз Теософического Общества — "Нет религии выше истины". Истина — вот цель исканий всякого теософа, какова бы ни была его вера, и всякая великая религия в некоторой мере отражает свет единой вечной и духовной Мудрости.


Здесь мы лишь немного указали на широту и глубину смысла, заключённого в эмблеме Теософического Общества. Изучение её символизма может быть почти неисчерпаемым. Желающих более подробно изучить её мы отошлём к книге "Теософская печать" Артура М. Куна (Arthur M. Coon, "The Theosophical Seal") или к "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской.

 

Т. Субба Роу

ЧТО ТАКОЕ ОККУЛЬТИЗМ

(Из журнала "Word", январь 1905)
Субба Роу — известный индийский брахман и пандит,
живший во второй половине XIX века.


Между древним и современным оккультизмом нет разницы. Насколько мне известно, всё истинно "оккультное" основано на тех же принципах, хотя термины, в которых это выражалось, менялись на протяжении веков.

Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной.

Поскольку истина одна, её учения неизбежно должны находиться в согласии со всеми фактами, доказанными наукой — древней или современной. Далее, они должны объяснять и все факты истории, или законы, управляющие отношениями людей между собой, все мифологии, а также то отношение, в котором человек состоит с остальной вселенной.

Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а также всех вещей в ней.

Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления.

Например, оккультист использует невидимые силы природы сами по себе, когда хочет произвести потоки тепла, электричества и тому подобное — то есть как элементы в их высших и более духовных формах, в то время как учёный должен обращаться к такому материалу как свет, вода и прочее, для чего ему, прежде чем приступить к проведению экспериментов, сначала приходится, взяв их в том состоянии, в котором они существуют на низшем материальном плане, расщепить их на то, что называется простыми веществами.

Оккультист рассматривает всю природу как единое целое, а всё разнообразие относит на счёт того, что единство это состоит из проявлений различных уровней или планов, восприятие которых зависит от развития воспринимающего.

Он считает, что единый закон, проникающий все вещи — это эволюционное развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции — божественного логоса; потому известный нам ныне человек способен на почти бесконечное развитие.

Также он верит в абсолютное первоначальное единство всех форм и способов существования, и в то, что все формы материи взаимозаменяемы — точно как лёд может быть превращён в воду и наоборот. Отвергая идею чуда, он считает, что развитый человек может достичь дополнительных способностей восприятия и действия, приобретая таким образом способность управлять элементами...

Веря, что природа и её законы — одно, оккультист знает, что всякое действие против этих законов встретит противодействующие силы и будет уничтожено; потому развивающийся человек должен, если хочет достичь божественности, стать сотрудником природы. Для этого ему следует учиться соответствию природе. Оно приведёт его к тому, что его действия станут неизменно благотворными и будут неуклонно преследовать высшее благо — ведь то, что называется "добром" — лишь действие, производимое в соответствии с единым законом. Потому оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в космический закон, а не основывает её на поверии. Более того, осознание единства природы ведёт оккультиста к признанию того, что та же единая жизнь, проникающая всё, действует также и в нём самом; таким образом он приходит к тому, что совесть — это не просто критерий правильного и неправильного, а зародыш высшей способности восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то время как в воле он признаёт силу, способную к неограниченному возрастанию и расширению.

Все мифологии — это картинные представления законов и сил природы, также как вероисповедания — лишь частичные выражения универсальной истины, и интуитивным изучением древнейших из них приобретается оккультное знание. Это знание в чистом виде передавалось с незапамятных времён от учителя к ученику и тщательно охранялось от злоупотреблений — в передаче его отказывалось, если претендент на деле показал его непонимание и способность злоупотребления им, ведь очевидно, что попади оно в руки злонамеренного или невежественного человека, его применение повлекло бы неизмеримый вред.

Нынешние отчёты об экспериментах по чтению мыслей, психометрии, ясновидению, месмеризму, спиритизму и тому подобному демонстрируют, что есть все основания верить, что человеку присущи силы и способности, о которых люди не могли и подозревать.

"Чудеса" оккультиста — это результат научного развития и достижения совершенного контроля над подобными силами. ...

Тайная мудрость — это основа всех древних философий и религий — индийской, египетской, халдейской, зороастрийской, греческой и прочих. Её следы обнаруживаются в каждой стране и эпохе, и не может быть большей ошибки, чем полагать, что реальность её зависит от какого-то единственного авторитета. Её посвящённые и адепты образуют непрерывную цепь преемственности с самого раннего появления человека на этой планете; их организация сегодня практически та же, что была и тысячи лет назад. В нынешнее время она вызывает большее движение в общественной мысли, чем было это на протяжении нескольких веков, и многие воображают, что это нечто новое. Это не так. В некоторые времена года день дольше, чем в другие, так же и божественный свет мудрости в некоторые циклы распространяется шире.

Для имеющих глаза, чтобы видеть, занялся более яркий свет, но свет не прекратится от того, что лишь немногие обращаются к нему, а многие его и презирают, тогда как другие толкуют его превратно и пытаются убедить себя и остальных, что повсюду лишь тьма.

Перевод K. Z.

 

"Нет религии выше истины"

"Теософом стать просто. Любой человек со средними умственными способностями и склонностью к метафизике, ведущий непорочный и бескорыстный образ жизни, предпочитающий помогать ближнему, а не получать от него помощь, всегда готовый пожертвовать личными удовольствиями ради других, любящий истину, добро и мудрость не ради возможной выгоды, а за их собственную ценность, может быть теософом".

Е. П. Блаватская
"Практический оккультизм".


Теософическое Общество было основано в Нью-Йорке в 1875 г. Еленой Петровной Блаватской, русской по происхождению, и американским полковником X.С. Олкоттом при поддержке других людей. В 1879 г. международная штаб-квартира была переведена в Бомбей, а позднее, в 1882 г., в Адьяр, предместье Мадраса. Общество представляет собой международную организацию, имеющую в настоящее время почти в 70 странах членов, принадлежащих к разным расам, которые исповедуют различные религии и работают в различных областях. Их связывает то, что они разделяют цели Теософического общества и хотят способствовать гармонии и пониманию на всех уровнях, хотят сплотить людей доброй воли вне зависимости от их религиозных убеждений. Их объединяет желание изучать истину и делиться знаниями с другими. Они связаны друг с другом не общей верой, а общим поиском и стремлением к Истине. Истина эта достигается изучением, размышлением, чистотой жизни и служением высшим идеалам и рассматривается как награда, к коей нужно стремиться, а не как некая догма, устанавливаемая авторитетом. Они считают, что вера должна быть результатом индивидуального изучении и интуиции, а не предшествовать им, и основываться на знании, а не на утверждении. Они считают необходимым проявлять терпимость ко всем, даже к нетерпимым, рассматривая это как долг, а не как привилегию, и стараются искоренить невежество, а не наказать его. Каждую религию они рассматривают как выражение Божественной Мудрости, предпочитая изучать, а не осуждать, и практиковать, а не проповедовать. Каждый, кто желает учиться, быть терпимым, иметь благородные цели и упорно работать, может стать членом Общества. И от него самого будет зависеть, станет ли он настоящим теософом.

Три объявленные цели Теософического общества:

1. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследование необъяснённых законов природы и сил, скрытых в человеке.

Общество имеет отделения в различных странах. Эти отделения, или секции, подразделяются на ячейки, которые называются "ложами". Они в значительной степени автономны, устанавливают свои правила, выбирают должностных лиц и обеспечивают сбор средств, необходимых для достижения целей Общества.

Заявление о приеме в члены Общества обычно подается секретарю ложи или генеральному секретарю секции по месту жительства. В случае отсутствия в стране отделения Общества или ложи заявления могут подаваться на имя международного секретаря по адресу: Теософическое общество, Адьяр, Мадрас - 600 020, Индия.

На настоящий момент (12/IV-1998) секции Теософического Общества в России не существует

О том, как подписаться на издания Общества и прочие сведения, можно узнать в его местных отделениях. Для получения более подробной информации о теософии и Теософическом обществе обращайтесь к:

Public Relations and Information Officer
THE THEOSOPHICAL SOCIETY
Adyar, Chennai 600 020, India
(e-mail: intl.hq@ts-adyar.org)

Полковник X.С. Олкотт был первым президентом общества (1875-1905). После него Общество возглавляли Анни Безант (1907-1933), Г.С. Арундэйл (1934-1945), К. Джинараджадаса (1946-1953), Н.Шри Рам (1953-1973) и Джон Б.С. Коутс (1973-1979). С 1980 г. президентом Общества является Радха Бернье.


РЕЗОЛЮЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ГЕНЕРАЛЬНЫМ СОВЕТОМ
ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА


ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО

В силу условий, преобладающих во многих странах в настоящее время, Генеральный совет заявляет, что, поскольку Теософическое общество выступает за Всемирное братство людей вне зависимости от расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи, любая форма расизма, политика или действия, основанные на расовой дискриминации, ради выгоды одних и в ущерб другим, противоречат основной сути и целям Общества.


СВОБОДА МЫСЛИ

Поскольку Теософическое общество широко распространилось по всему миру, и его членами стали приверженцы всех религий, не отказавшись от особых догматов, учений и верований своих собственных вероисповеданий, желательно подчеркнуть тот факт, что нет учения или мнения, от кого бы оно ни происходило, которое бы любым образом связывало члена Общества, и которого он не мог бы свободно принять или отбросить. Признание трёх целей Общества есть единственное условие членства. Hикакой учитель, никакой автор, начиная от самой Блаватской, не имеет никакого авторитета в плане навязывания своего учения или мнения членам. Каждый член имеет равное право присоединяться к любой школе мысли по своему выбору, но не имеет права навязывать свой выбор другим. Точно так же ни кандидат на занятие какой-либо должности, ни голосующий не могут быть отклонены или отстранены от голосования из-за принадлежности к какой-либо школе мысли. Суждения или убеждения не дают право на привилегии и не служат причиной наказания. Члены Генерального совета убедительно просят каждого члена Теософического общества отстаивать эти основные принципы Общества, поступать согласно им, и без боязни использовать свое право на свободу мысли и волеизъявление, не выходя за рамки вежливости и уважения к инакомыслящим.


НЕЗАВИСИМОСТЬ ОБЩЕСТВА

Сотрудничая с другими организациями, чьи цели и деятельность это позволяют, Теософическое общество является и должно оставаться совершенно независимым от них. Оно не должно брать на себя никаких обязательств, кроме своих собственных, и должно сосредоточиться на осуществлении собственной деятельности в самом широком и всеобъемлющем плане, с тем, чтобы продвигаться к достижению собственных целей и следовать Божественной Мудрости, как это отмечается и в отвлеченной форме явствует из его названия "Теософическое общество".

Поскольку Всемирное братство и Мудрость не имеют определения и беспредельны, и поскольку каждый член Общества обладает полной свободой мысли и действия, Общество постоянно стремится сохранять свои отличительные черты и уникальный характер, оставаясь свободным от связи или отождествления с какой-либо другой организацией.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОСОФИИ

Случается так, что все люди в какой-то период своей жизни задаются вопросами: «Откуда я пришёл? Куда я иду?» А иногда, если они много страдали, они также спрашивают: «Не есть ли эта жизнь просто случайность? Есть ли в мире справедливость? Существует ли Бог?»

У великих религий есть ответы на эти вопросы; на некоторые из них дают ответы и современные научные теории. Но не все находят эти ответы вполне удовлетворительными, а если эти ответы даже удовлетворяют интеллект, часто оказывается, что они не могут удовлетворить сердце. А где они удовлетворяют сердце, там ум часто остаётся неубеждённым. Таким образом выходит, что во всякой стране, несмотря на решения, даваемые религией, философией и наукой, есть люди, которые ищут решения более логичного и более вдохновляющего. Как раз для них и есть особое послание у теософии.

Теософия есть корпус идей, которые очень стары. Некоторые из них можно найти в религиях и философиях Индии, Китая, Египта, Греции, Палестины, Аравии. Другие приходят к нам из открытий учёных прошлого и настоящего. Теософия не представляется нам как откровение или догма; она предлагается не для принятия на веру, а для исследования и нашего собственного суждения. Каковы же основные идеи теософии?

Во-первых, вселенная — это не просто место, где силы природы действуют по чистой случайности. Каждое событие, случившееся от начала времён, произошло по определённым законам, присущим вселенной. Эти законы суть выражения Сознания. Всё сущее, от электрона до величайшей звезды, оплодотворено сознанием.

Эта фундаментальная Реальность настолько за пределами нашего понимания, что мудрецы и святые называли её противоречивыми терминами. Многие называли её Богом, некоторые — Законом, Небесами, Великим Архитектором, Эволюцией. Каждый человек, сообразно своему опыту и темпераменту, должен определить, что есть для него это Сознание, направляющее всё. Назовём её Богом.

Следующая великая истина состоит в том, что эта божественная природа живёт в каждом человеке. Мы — не эти тела, которые погибнут; они — лишь одежда, которую мы поносим и отбросим прочь. Мы — бессмертные души. Совершенство Бога пребывает и в нас, ибо «им мы живём, движемся и существуем». Но мы не сознаём нашей божественной природы, пока не пробудим её.

Мы собственно и рождены для того, чтобы осознать нашу истинную природу. Родившись, мы как бы входим в мастерскую или лабораторию, где трудом медленно раскрываем свои способности. Но за время опыта лишь одной жизни осознать в себе божественную природу невозможно. Вот мы и рождаемся вновь и вновь. Мы вступаем в жизнь, рождаемся, растём, действуем, кончаем свою работу и возвращаемся. Наше возвращение — это смерть. После отдыха в небесной жизни, где мы продолжаем рост, осознавая радости, которые мы планировали, но не смогли осуществить, мы возвращаемся снова к рождению, более чистые, сильные и мудрые, чем раньше, чтобы снова работать и стать более искусными в мысли, чувстве и действии. Это и есть реинкарнация.

Живя и действуя, иногда мы достигаем успеха, а иногда нас постигает неудача. Мы творим добро и зло, ведомые своим альтруизмом и эгоизмом. Делая зло, мы вызываем разлад во вселенской гармонии, которую мы потом должны восстановить. Всякое сделанное нами зло должно быть уравновешено новым добром; сотворённое нами добро должно быть претворено в добро ещё более далекоидущее. Этот процесс посева и жатвы называется кармой. Это закон регулировки или равновесия, который человек вызывает к действию каждой своей мыслью, каждым словом и каждым делом.

Поскольку все души божественны, все души равны. Есть души молодые и старые, но все они — братья. Несмотря на все различия в социальном происхождении, способностях, среде, поле, религии, касте, национальности и цвете кожи, и даже несмотря на доброту или злость, все люди образуют неразрывное братство. Все мы — высокого или низкого положения, невежественные или мудрые, — составляем единую цепь, и те, кто сильнее, растут своей помощью более слабому. Братство — закон роста для всех людей.

Но братство это распространяется не только на людей, а решительно на всё — на животных, птиц, рыб, даже на растения, горы и моря. Мы растём своим единством со всеми вещами. Божественная природа, латентная в них, как и в нас, помогает присущей нам божественности выступить во всей своей красоте.

Есть две вечных загадки: тайна Бога и тайна Человека. Всё, что мы утверждаем, говоря о Боге — доброта, святость, красота и истина — живёт и в человеке. Религия, философия, наука, искусство, коммерция, индустрия, филантропия — всё это каналы, по которым божественная природа нисходит, чтобы открыть свою красоту. А наша человеческая природа возносится к божественности, растя в добродетелях и способностях, связанных с этими каналами.

Теософия значит «божественная мудрость». Это изложение образа действия божественного разума. Все наши вопросы разрешаются, когда однажды мы понимаем божественный план, который и есть эволюция. Это понимание — наследие, которым обладает каждая душа. Но она вступит во владение им только когда научится быть братом всему живому, ибо «поступок любви есть божественная мудрость в действии, и все, кто действуют с любовью, обязательно приходят к мудрости».

Ч. Джинараджадаса,
президент Теософического Общества в 1946–1953 годах.

 

Фотографии русских теософов

 

Конкордия Евгеньевна Антарова

Конкордия Евгеньевна Антарова, солистка Большого театра, автор сочинения "Две жизни"

 

Юлий Юльевич Лурье

Юлий Юльевич Лурье, "старый" русский теософ, физик-теоретик

 

 

Ефросинья Александровна Спицина, теософка из Киева

Ефросинья Александровна Спицина, теософка из Киева. "Оруженосец" (архив Московского ТО)

 

Надежда Александровна Смирнова, один из руководителей Теософического
Общества в Москве. Артистка Малого Театра

Надежда Александровна Смирнова, один из руководителей Теософического Общества в Москве. Артистка Малого Театра (архив Московского ТО)

 

Лидия Марьяновна Арманд, прибл. 1912 г.

Лидия Марьяновна Арманд, прибл. 1912 г. (архив Московского ТО)

 

Лидия Арманд среди воспитанников теософской школы-колонии, 1924

Лидия Арманд среди воспитанников теософской школы-колонии, 1924 (архив Московского ТО)

 

Русские теософы на пароходе на пути в Стокгольм на теософский конгресс
На фото А. Ф. Львов-младший (родственник А. Ф. Львова - автора гимна Боже царя храни) и Ольга Федоровна Львова (в замуж. Ваксель), также его потомок и подруга М. Волошина

Русские теософы на пароходе на пути в Стокгольм на теософский конгресс (архив Б. Коваленко)

 

Русские теософы на пути в Стокгольм на теософский конгресс

Русские теософы на пути в Стокгольм на теософский конгресс (архив Б. Коваленко)

 

Лидия Марьяновна Тумловская (Арманд). 1900 г

Лидия Марьяновна Тумловская (Арманд). 1900 г. (ранее не публиковалась, архив Московского ТО)

 

Комментарий, написанный к фотографиям рукой русского теософа

Комментарий, написанный к фотографиям рукой русского теософа А. А. Смольевского (архив Б. Коваленко)

 

Теософский кружок в Кисловодске, 1915

Теософский кружок в Кисловодске, 1915 г

 

Анна Каменская, первый Президент дореволюционного Российского Теософского общества

Анна Каменская, первый Президент дореволюционного Российского Теософского общества (архив Московского ТО)

 

Борис Цирков, внук Блаватской, составитель 15-томного собрания соч. ЕПБ

 

Анна Каменская, Президент дореволюционного Российского Теософского общества

Анна Каменская, Президент дореволюционного Российского Теософского общества (архив Московского Теософического общества, фотография предоставлена К. Зайцевым)

 

Русские теософы. Анна Алексеевна Каменская, Елена Павловна Соловская, Цецилия Людвиговна Гельмбольдт

Русские теософы. Анна Алексеевна Каменская, Елена Павловна Соловская, Цецилия Людвиговна Гельмбольдт. Архив Московского Теософического общества. Фотография предоставлена К. Зайцевым

 

Борис Цырков

Борис Цырков, внук Е. Блаватской. Архив Московского Теософического общества, фотография предоставлена К. Зайцевым

 

 

 

 

Ссылки на основные Теософское Ассоциации Интернет

Теософского общества в Америке, Уитон, Иллинойс, США.

Лондон Штаб-квартира

Блаватская

Блаватская | теософия | мировое теософское движение

Теософия, теософическое движение и общество в России

Журнал "Вестник теософии" №1 (2008)
Журнал "Вестник теософии" №2 (2008)
Журнал "Вестник теософии" №3 (2008)
Журнал "Вестник теософии" №4 (2009)
Журнал "Вестник теософии" №5 (2009)

А. Безант Древняя мудрость drevmudr.zip

Е. П. Блаватская Глава о Библии из "Разоблачённой Изиды" izi-bibl.zip
Е. П. Блаватская Некоторые из писем Блаватской hpb-lett.zip
Е. П. Блаватская Письма Синнетту hpblsinn.zip
Е. П. Блаватская Разоблачённая Изида isis1.zip (т. I) isis2.zip (т. II)
Е. П. Блаватская Статьи 1880-1883 г. hpb-sbor.zip
Е. П. Блаватская Статьи 1882-1883 г. hpb-otr.zip
Е. П. Блаватская Тайная Доктрина hpb-td1.zip (т. I) hpb-td2.zip (т. II) hpb-td3.zip (т. III)
Е. П. Блаватская Челы и др. статьи об ученичестве chely.zip
А. Бэйли Письма об оккультной медитации okkmed.zip
А. Бэйли Посвящение человеческое и солнечное posv.zip
А. Бэйли Природа эзотеризма и прочие отрывки aab-esot.zip
А. Бэйли Свет души svetdush.zip
А. Бэйли Судьба наций sudbnacy.zip
А. Бэйли Трактат о белой магии whm.zip
А. Бэйли Трактат о космическом огне fire.zip
А. Бэйли Ученичество в новом веке, т. I, ч. 1 baibesed.zip
А. Бэйли Эзотерическая психология (трактат о 7 лучах, т. I) eso-psyh.zip
А. Бэйли Эзотерическая психология (трактат о 7 лучах, т. II) tr7rays2.zip[offline]

Д. Колдуэлл Оккультный мир Блаватской (разные свидетельства) okkm-hpb.zip

Ориген Две главы из "О началах" origen.zip

Э. Сведенборг О божественном провидении swprovid.zip

Солдатенко и др. Эфирные масла — древнее лечебное средство masla.zip

Цонкапа
Ламрим Ченмо, т. I lamrim-1.zip
Ламрим Ченмо, т. II lamrim-2.zip
Ламрим Ченмо, т. III lamrim-3.zip
Ламрим Ченмо, т. IV lamrim-4.zip


Примечание. Теософические общества не располагают значительными средствами, и распространение литературы происходит только усилиями энтузиастов. Потому, если наша библиотека вам понравилась, или, более того, оказалась полезной, сообщите о ней своим друзьям и знакомым. Webmaster.


просмотров: 1835
АЛЕКСАНДЕР Alexander Сэмюэл 1859-1938 английский философ-неореалист
Солнце движется на север Коллинз
ТЕКСТ
Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности
ВОЛЯ К ВЛАСТИ основное понятие в философии Ницше
Сплетня, спорить, Лучшие мысли
МОДЕЛЬ
Учение материалистов
Теософское общество Елены Блаватской, учение оккультного плана
БОРЬБА
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Magatama Dark Green Aventurine Vintage Shinto Priest Stone Pendant Amulet

$13.99
End Date: Thursday Jun-13-2019 15:42:34 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
12 Baptism Favors Guadalupe Virgen Keychains Llaveros Bautizo Recuerdos Metal

$9.99
End Date: Wednesday Jun-19-2019 17:43:54 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
dried Sidr Leaf lote Leaves Ruqyah, Roqya, Destroy Magic and Evil Eye, 1 oz.

$26.00 (14 Bids)
End Date: Saturday Jun-1-2019 16:42:29 PDT
|
1680 HISTORY OF RELIGIONS from all the Kingdoms of the World

$19.99
End Date: Wednesday Jun-5-2019 17:44:19 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
NARCOTICS ANONYMOUS NA KEY TAG Ring Recovery Just For Today 9 LOT English

$11.99
End Date: Friday May-31-2019 8:31:36 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
Mini Tiny Santa Muerte Statue Travel Altar Size Holy Death Santisima Limited Edt

$2.13
End Date: Saturday Jun-22-2019 17:29:04 PDT
Buy It Now for only: $2.13
|
Cross One Day At A Time Bronze Medallion Serenity Prayer Sobriety Chip AA NA

$16.50 (4 Bids)
End Date: Friday May-31-2019 16:37:38 PDT
|
1700s NEW PARISHIONER OF LADIES

$2.25
End Date: Tuesday Jun-4-2019 18:02:33 PDT
Buy It Now for only: $2.25
|
ESCAPULARIO VERDE SAN JUDAS Y VIRGEN DE GUADALUPE/GREEN SCAPULAR ST. JUDE 05571

$29.99
End Date: Wednesday Jun-5-2019 17:51:30 PDT
Buy It Now for only: $29.99
|
Jesus Malverde Statue Angel Sinaloa Mexico Religious Figurine Narco Saint Malver

$13.00
End Date: Thursday Jun-6-2019 21:49:32 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
Bracelet Pulcera Jesus Malverde Image Sinaloa Narco Santo Saint

$4.74 (5 Bids)
End Date: Wednesday Jun-5-2019 6:50:52 PDT
|
LOT OF FOUR OLD BOOKS 1700 - 1800s

$37.00
End Date: Monday Jun-10-2019 22:13:27 PDT
Buy It Now for only: $37.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Гегель Г. Наука логики
Наука логики
"Наука логики" Гегеля - одно из тех произведений, которые оставляют глубокий след в сознании человека, в его духовном совершенствовании. Своим учением знаменитый немецкий философ вошел в историю как выдающийся реформатор науки о мышлении (разработал и развил его диалектические формы), о закономерностях и способах познания. Основная задача логики, по Гегелю, - познание истины. И он исследовал пути, ведущие к истине, и эволюцию этих путей. Сама же логика ни на каком этапе своего исторического развития не может быть законченной наукой - она оставляет свои двери открытыми для новых выводов и новых понятий. Поэтому учение Гегеля всегда современно и вызывает неизменный интерес.
В серии "Мировое наследие" представлены лучшие произведения мировой философии и культуры в классических переводах с предисловиями и комментариями специалистов.

...

Цена:
630 руб

Симона де Бовуар Второй пол. Том 2. Жизнь женщины
Второй пол. Том 2. Жизнь женщины
Предлагаем читателям второй том полного выверенного издания самого знаменитого произведения Симоны де Бовуар, важнейшей книги, написанной о Женщине за всю историю литературы! Сочетая кропотливый анализ, острый стиль письма и обширную эрудицию, Бовуар рассказывает о том, как менялось отношение к женщинам на протяжении всей истории, от древних времен до нашего времени, уделяя равное внимание биологическому, социологическому и антропологическому аспектам. «Второй пол» — это история угнетений, заблуждений и предрассудков, связанных с восприятием Женщины не только со стороны мужчины, но и со стороны самих представительниц «слабого пола». Теперь этот один из самых смелых и прославленных текстов ХХ века доступен русскоязычным читателям в полноценном, отредактированном виде, сохраняющим всю полноту оригинала....

Цена:
210 руб

Умберто Эко Как путешествовать с лососем. Растительная память. Супермен для масс (комплект из 3 книг) Только на OZON.ru до конца сентября!
Как путешествовать с лососем. Растительная память. Супермен для масс (комплект из 3 книг)
Серия публицистики Умберто Эко
Комплект из трех книг Умберто Эко! Только на Ozon.ru!
«Как путешествовать с лососем», «Растительная память, или почему книгу помнит все», «Супермен для масс»
Ozon.ru предоставляет Вам уникальную возможность приобрести три книги Умберто Эко по одной цене!

Серия никогда ранее неизданной публицистики Умберто Эко была запущена издательством СЛОВО/SLOVO в 2018 году. В ней впервые на русском языке вышли три сборника, мгновенно ставшие бестеллерами.
«Как путешествовать с лососем» - сборник «вредных советов» на все случаи жизни, например, как покупать гаджеты, как распознать порнографический фильм, как не оказаться втянутым в заговор. С момента выхода книги в феврале 2018 года «Как путешествовать с лососем» уже пережил 3 переиздания.
«Растительная память, или почему книга помнит все» - несколько более серьезный, но не менее увлекательный разговор Эко-библиофила с читателем, в котором автор объясняет, чем хороша печатная книга, немного рассуждает  о массовой культуре,  ну и, кончено, фантазирует о том, что станет со всеми нами, если мы лишимся своей «растительной памяти», то есть книг.
«Супермен для масс» - самый новый и совершенно невероятный по своей информативности сборник эссе. В нем Умберто Эко буквально «по винтикам» разбирает популярные приключенческие романы и их геров, доказывает, что образ Сверхчеловека зародился не в философии, а в литературе…...

Цена:
1428 руб

Аристотель Политика
Политика
Великий древнегреческий философ Аристотель стоит у истоков современной науки. Воспитатель Александра Македонского, создатель первых систематичных трактатов, тщательный исследователь мироздания, Аристотель заложил фундамент таких дисциплин, как Логика, Метафизика, Этика, Физика и других. Трактат "Политика" – одна из важнейших работ философа, в которой он рассматривает основные формы правления и цели государства, определяя последнее, как "общение, организованное ради общего блага". С присущей ему ясностью стиля Аристотель критикует разнообразные политические режимы, рассматривает проблемы института семьи, существования рабов и воспитания молодежи, размышляет о важности религии и рисует идеальное общество, "дающей людям полную возможность жить согласно их стремлениям"....

Цена:
142 руб

Иммануил Кант Критика чистого разума
Критика чистого разума
О серии
Серия «Великие личности» в мини формате представляет собой библиотеку главных произведений самых легендарных и выдающихся представителей разных эпох. Это правители, философы, художники – ключевые фигуры своего времени, мысли и идеи которых и по сей день интересуют человечество. В каждой книге серии подобраны своего рода «саммари»: по каждой личности представлены выдержки из ключевых произведений, афоризмы, мысли и высказывания. Эти крайне практичные издания станут незаменимы как для студентов, только знакомящихся с мировой культурой и историей, так и для тех, кто хочет восполнить некоторые пробелы в знаниях. Удобный карманный формат, мягкая обложка позволят знакомиться с культурным наследием великих по пути в институт или на работу.
О книге
Считается, что Иммануил Кант открыл новую эру в развитии философской мысли и совершил «коперниканскую революцию» в философии. Его «Критика чистого разума» - одно из основополагающих сочинений в истории философии. Этот запутанный труд – результат нескольких десятилетий исследований великого мыслителя, он вызывал сложности в понимании даже своими первыми читателями.
В этом издании читатель найдет основные положения философского труда Канта и главные афоризмы мыслителя.
Для кого:
- для тех, кто интересуется философией
- для тех, кто ценит удобные форматы...

Цена:
123 руб

Дарио Салас Соммэр Существует ли женщина? Existe la mujer?
Существует ли женщина?
Дарио Салас Соммэр посвящает этот труд женщине. Книга дает новое представление о сущности женщины, ее внутреннем мире, особенностях поведения и ее роли в социуме. С большой любовью и уважением к женщине автор дает развернутый ответ на вопрос, что такое истинная женственность и предлагает женщине по новому взглянуть на себя и свои скрытые возможности: "Искренне надеюсь, что женщина примет решение в пользу объективной реальности, а не детских сказок. Осмелюсь предположить, что если она решится, то сможет достичь такого уровня самореализации, который позволит ей создать собственную реальность, независимую от постоянно меняющихся жизненных обстоятельств. Женщина окончательно освободится от мужского покровительства, достигнет "совершеннолетия" и найдет тысячи новых возможностей развития и самореализации"....

Цена:
296 руб

Патрик Гардинер Кьеркегор Kierkegaard
Кьеркегор
Эта книга об одном из наиболее оригинальных мыслителей XIX века Серене Кьеркегоре, оставившем богатое наследие, в котором он рассматривал религиозные, психологические и литературоведческие проблемы. Акцент сделан на том, как развивались взгляды Кьеркегора в противотоке с распространенными в его время идеями. Из этой работы вы узнаете о его реакции на этические и религиозные теории Канта и Гегеля, сравните позиции Кьеркегора с идеями таких мыслителей, как Фейербах и Маркс, увидите, как особое значение, придаваемое Кьеркегором индивидуальному выбору, оказало свое воздействие на развитие экзистенциализма. Автор высказывает свою точку зрения на парадоксальную, но привлекательную концепцию религиозной веры. В конце этого яркого представления теории Кьеркегора Патрик Гардинер показывает, какое влияние оказали его идеи на современных мыслителей....

Цена:
60 руб

Сенека Нравственные письма к Луцилию
Нравственные письма к Луцилию
Сенека — Луций Анней Сенека Младший (ок. 4 до н. э.— ок. 65) — выдающийся римский философ-стоик, поэт, драматург, государственный деятель. В последние годы жизни Сенека уделял особое внимание вопросам нравственного самосовершенствования, многие его мысли созвучны христианскому мироощущению — недаром Сенеку считали «почти что христианином» и приписывали ему переписку с апостолом Павлом. «Нравственные письма к Луцилию», адресованные младшему современнику Сенеки, прокуратору Сицилии, — итог философии и жизненного опыта Сенеки. Это, вероятно, самое читаемое сочинение Сенеки начиная со Средних веков вплоть до настоящего времени. Написанные простым и мудрым языком, «Письма» и сегодня могут служить руководством по морально правильной жизни. В настоящем издании представлено полное собрание писем Сенеки....

Цена:
197 руб

Опыты
Опыты
"Опыты" Монтеня - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: "О скорби", "О дружбе", "Об уединении" и др.
"Опыты" - один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения....

Цена:
799 руб

Никколо Макиавелли Государь
Государь
Никколо Макиавелли — выдающийся мыслитель, философ и писатель эпохи Возрождения, основатель политической науки. В своих трудах он провозглашал государство вершиной развития цивилизации и утверждал, что для его процветания правитель может использовать практически любые средства. Макиавелли описывает идеального правителя, свойства его характера, методы правления для удержания и процветания его власти. Итальянский философ эпохи Возрождения создал бессмертное практическое пособие для политиков, актуальное и по сей день. Его именем назван принцип правления, основанный на грубой силе и отсутствии моральных норм, — "макиавеллизм".
Книга сопровождена подборкой избранных цитат из произведения, которые помогут быстро освежить в памяти содержание философского текста.

Как и другие книги серии "Великие идеи", книга будет просто незаменима в библиотеке студентов гуманитарных специальностей, а также для желающих познакомиться с ключевыми произведениями и идеями мировой философии и культуры....

Цена:
167 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования