Энциклопедия философии онлайн
ЧТО ТАКОЕ ОККУЛЬТИЗМ Блаватская
embl-ts.jpg
Теософия, книги по теософии
fivefourtheosophy19112355b.jpg

Окультные книги, Вестник теософии.

 


Об исправленных переводах выложенных здесь книг

 

ИСПРАВЛЕННЫЕ ВЕРСИИ КНИГ

Некоторые выложенные на нашем сайте книги отличаются своей редакцией от издававшихся, потому даже имеющим их в бумажном варианте имеет смысл скачать себе исправленные версии.


Елена Блаватская

Голос Безмолвия (H. P. Blavatsky, The Voice of the Silence) — сильно переработанный и исправленный перевод, ни разу не издавался. Заполнены некоторые пропуски.

Ключ к теософии (Key to Theosophy) Новый перевод; он точнее издававшегося в 1993–2003 г., в котором есть грубые ошибки и пропуски. Сделан на основе перевода Котикова, который был хорош, но делался с сокращённого издания. Были использованы также отрывки из книги Блаватской "Из пещер и дебрей Индостана", написанной на русском языке, по смыслу тождественные содержанию части одной из глав. С 2004 г. неоднократно издавался изд-вами Эксмо, АСТ, Рипол-классик.

Протоколы ложи Блаватской (Transactions of Blavatsky Lodge) Новый перевод; он точнее выходившего под названием "Комментарии к тайной доктрине". Все цитируемые станцы из "Тайной доктрины" были переведены заново. Издан "Эксмо" под одной обложкой с "Ключом к теософии", 2004.

Блаватская об изучении теософии (Madame Blavatsky on how to study theosophy) — перевод В. Котикова с незначительными исправлениями.


Алиса Бэйли

Трактат о космическом огне (A. A. Bailey, Treatise on Cosmic Fire) — это никогда не издававшийся вариант перевода С. Арутюнова, проверенный по оригиналу. Хотя и он не лишён ошибок, всё же их там гораздо меньше, чем в издававшихся вариантах, которые все так или иначе восходят к самиздатским версиям перевода Арутюнова, однако без указания его имени.

Подвиги Геракла (A. A. Bailey, Labours of Hercules) — в изданный текст редакция внесла правки, с которыми переводчики не были согласны, и поскольку первоначальный вариант был утерян, текст был повторно проверен и исправлен по оригиналу.

Свет Души (A. A. Bailey, Light of the Soul) — перевод М. Свечникова в том виде, в каком он был им сделан. Издававшийся вариант составлен и отредактирован из нескольких переводов, в т.ч. этого, что делалось без участия переводчиков.

Неоконченная автобиография (A. A. Bailey, Unfinished Autobiography) — несколько исправленный первый перевод. Впоследствии был издан другой перевод этой книги.


Чарлз Ледбитер

Астральный план (C. W. Leadbeater, The Astral Plane) — это совершенно новый перевод, поскольку прежний (многократно издававшийся) был сделан не напрямую, а через французский язык, ввиду чего накопились неточности. Кроме того, новый перевод сделан с самого последнего, дополненного издания. Он выходил в сборнике "Реальность астрального плана" и отдельно в изд-ве Амрита-Русь, но тут поправлены некоторые опечатки, обнаруженные уже после выхода книги.

Внутренняя жизнь (C. W. Leadbeater, The Inner Life) — этот перевод (с сокращённого издания TPH Wheaton) издавался в упомянутом сборнике, но в этом тексте исправлены опечатки, замеченные после выхода книги. Ранее выдержки из этой книги под названием "Из внутренней жизни" выходили под одной обложкой с книгой "Невидимые помощники", но текст там местами серьёзно испорчен редактором.

Ментальный план (C. W. Leadbeater, The Devachanic Plane) — Новая редакция, сделанная по той же причине, что и в случае с книгой "Астральный план", однако с использованием существовавшего перевода. Напечатан в 2003 г.

Учителя и путь (C. W. Leadbeater, The Masters and the Path) — это полная версия книги, в то время как в ранее издававшемся варианте — лишь примерно 2/3 всего объёма. Исправлены также многие ошибки, накопившиеся при перепечатке самиздатских версий текста, местами очень грубые. Добавлены 10 иллюстраций, отсутствовавших в русском издании. (В 2004 г. изд-вом Амрита-Русь был выпущен этот полный вариант).

Чакры (C. W. Leadbeater, The Chakras) — издававшийся анонимный перевод был проверен и исправлен по оригиналу. Исправления были незначительными.

Невидимые помощники (C. W. Leadbeater, The Invisible Helpers). Перевод, полностью пересмотренный и исправленный по последнему изданию, с добавлением нескольких новых глав. Пока не издавался.

Краткий очерк теософии (C. W. Leadbeater, An Outline of Theosophy) — несколько исправленный вариант по сравнению с первыми изданиями, вошёл в сборник "Реальность астрального плана".


Анни Безант

Сила мысли (A. Besant, Thought Power) — исправленный по оригиналу (заполнены незначительные пропуски) текст, выходивший отдельным изданием (это был самиздатский вариант). Впоследствии этот исправленный текст был издан в сборнике "Эзотерическое христианство".

Мыслеформы (A. Besant, C.W. Leadbeater, The Thought Forms) (Совместно с Ч. Ледбитером). Отличается от издававшегося варианта. Смысловые неточности, выявленные при подготовке издания, устранены, но изменения, внесённые редакторами издательства, по большей части не приняты.


Субба Роу

Философия Бхагавад-гиты (T. Subba Row, Philosophy of Bhagavad Gita / Notes on Bhagavad-Gita). По сравнению с издававшимся и распространявшимся ранее в сети вариантом исправлены многие неточности, текст проверялся по более точному и полному изданию.


Эрнест Вуд

Сосредоточение (E. Wood, Concentration). Перевод, выполненный Ю. Лурье с частичным использованием старого перевода, выполненного с первого издания и издававшегося до революции. Новый перевод сделан с дополненного издания, но не самого последнего.

 

 

История Теософического Общества

ОСНОВАТЕЛИ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА


Е. П. Блаватская

У. К. Джадж

Х. С. Олкотт

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г. в Екатеринославе (Днепропетровск) в дворянской семье, и с детства проявляла необычные способности и интерес к оккультным наукам. В 1849 г. она покинула Россию и много путешествовала по свету. За период 1850-1870 г. она посетила Северную и Южную Америку, Египет, Индию, Японию и многие страны Европы. Зарабатывала на жизнь она разными способами — давала фортепианные концерты, торговала, а одно время у неё даже был завод по производству чернил. В 1851 г. в Лондоне она встретила своего учителя, а в конце 1860-х отправилась учиться в Тибет. В 1870 г. она вернулась в Европу, а затем по указанию своего учителя отправилась в США, где основала Теософическое Общество. В 1878 Блаватская первой из русских женщин получила американское гражданство. С 1879 по 1884 г. она жила в Индии, а затем до самой своей смерти в 1891 г. прожила в Европе, где и написала главный свой труд — "Тайную Доктрину".

Уильям Квон Джадж родился в Дублине в 1851 г. Отец его был масоном, и Уильям с детства проявил интерес к оккультным наукам. Переехав в молодости в Америку, он занялся адвокатской деятельностью, а потом стал судьёй верховного суда штата Нью-Йорк. Прочитав книгу Олкотта "Люди с того света", он написал автору, который и познакомил его с Е. П. Блаватской. После отъезда Блаватской и Олкотта в Индию Джадж возглавил американскую секцию, много сделав для распространения теософии в Америке. Автор нескольких книг и многочисленных статей, редактор журнала "Path".

Хенри Стил Олкотт родился в Ориндже, штат Нью-Джерси. До гражданской войны в США он был известным специалистом в области сельского хозяйства. Во время войны он вступил добровольцем в армию на стороне северян, где дослужился до звания полковника. Занимался расследованием коррупции в армии и на флоте, а также обстоятельств убийства Линкольна. Затем стал юристом. Родственники Олкотта занимались спиритизмом, и он стал исследовать спиритические феномены, написав об этом несколько книг и статей. На этой почве он и познакомился с Е. П. Блаватской, став первым президентом Теософического Общества. Впоследствии он принял буддизм и внёс большой вклад в возрождение буддизма на Шри-Ланке. Является основателем адьярской библиотеки, одного из крупнейших собраний санскритских текстов. Многие события его жизни, связанные с историей Теософического Общества, были описаны им в книге "Old Diary Leaves" (Страницы старого дневника).

 

 

Эмблема Теософического Общества состоит из нескольких символов, все из которых использовались с древнейших времён для выражения глубоких духовных и философских идей о человеке и вселенной. В различных формах они встречаются в великих мировых религиях, и на их универсальность указывает то, что их можно найти даже в культурах, сильно удалённых друг от друга. Даже каждый символ, взятый в отдельности, может привести к пониманию этих идей, а взятые вместе, как в этой эмблеме, они сообщают идею о великой эволюционной схеме, охватывающей всю природу, физическую и духовную. Их изучение может привести серьёзного исследователя к созерцанию некоторых из самых глубоких тайн бытия.

Отчасти в силу их древности, а отчасти из-за трудности установления их происхождения, эти символы не могут толковаться узко. Предлагаемая здесь интерпретация должна приниматься скорее как намёк на ту истину, которую они стремятся передать, чем как точное объяснение их смысла.


Анкх. В центре двух пересечённых треугольников расположен знак, известный как "анкх" или crux ansata, представляющий собой круг, венчающий крест тау. Анкх — это египетский символ, имеющий большую древность и означает воскресение духа из заключения в материи, торжество жизни над смертью, духа над материей, добра над злом. Эту идею воскресения можно встретить во всех великих религиях.

Пересечённые треугольники (часто называемые двойным треугольником, знаком Вишну, а в иудейской религии известные как печать Соломона или звезда Давида) окружены змеёй. Эта комбинация звезды и змеи символизирует проявленную вселенную, где творчество ограничено временем и пространством. Эти треугольники, взятые в отдельности, символизируют три грани проявления, известные в различных религиях как Троица или Тримурти. Тёмный треугольник, указывающий вниз, и светлый треугольник, указывающий вверх, символизируют соответственно нисхождение божественной жизни в материю и вознесение этой жизни в дух, постоянное противостояние светлых и тёмных сил в природе и человеке.

Змея. Кроме уже упомянутого значения, сама змея всегда была символом мудрости. Индусы называют мудрецов "нагами", а Христос наказывал своим ученикам быть "мудрыми как змии". Урэус (священная кобра), изображаемый на лбу египетских фараонов, означал их посвящение в тайные ритуалы, на которых приобретались знания скрытой мудрости. Змея, заглатывающая свой хвост, представляет "круг вселенной", бесконечность циклического процесса проявления.

Свастика. Это ещё одна из многочисленных форм креста, огненный крест. Из концов креста, вращающегося по часовой стрелке, исходят языки пламени, представляя огромные энергии природы, непрестанно создающие и растворяющие формы, через которые происходит эволюционный процесс. Считается, что свастика, изображённая на эмблеме, символизирует процесс эволюции, а свастика, направленная в противоположную сторону — процесс инволюции. В религиях, признающих троичность божества, свастика связывается с третьим лицом троицы, создателем — с Брахмой в индуизме и со Святым Духом в христианстве.

Аум или Ом. Венчает эмблему индусское священное слово, написанное санскритским письмом; эти три буквы представляют Тримурти. С ним связывают и идею о творящем слове, логосе, которое "было у Бога и было Бог". В целом эмблема символизирует Абсолют, Бога трансцендентного и имманентного. Бог трансцендентный, то есть пребывающий не только в мироздании, но и превыше его (священное слово Аум) осеняет цикл проявления (змею), которому даёт энергию божественная деятельность (свастика), и в этом поле проявления соединённые треугольники духа и материи заключают в себе, как в святилище, символ бессмертия (анкх), Бога имманентного, то есть пребывающего во всякой созданной форме.

Вокруг эмблемы написан девиз Теософического Общества — "Нет религии выше истины". Истина — вот цель исканий всякого теософа, какова бы ни была его вера, и всякая великая религия в некоторой мере отражает свет единой вечной и духовной Мудрости.


Здесь мы лишь немного указали на широту и глубину смысла, заключённого в эмблеме Теософического Общества. Изучение её символизма может быть почти неисчерпаемым. Желающих более подробно изучить её мы отошлём к книге "Теософская печать" Артура М. Куна (Arthur M. Coon, "The Theosophical Seal") или к "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской.

 

Т. Субба Роу

ЧТО ТАКОЕ ОККУЛЬТИЗМ

(Из журнала "Word", январь 1905)
Субба Роу — известный индийский брахман и пандит,
живший во второй половине XIX века.


Между древним и современным оккультизмом нет разницы. Насколько мне известно, всё истинно "оккультное" основано на тех же принципах, хотя термины, в которых это выражалось, менялись на протяжении веков.

Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной.

Поскольку истина одна, её учения неизбежно должны находиться в согласии со всеми фактами, доказанными наукой — древней или современной. Далее, они должны объяснять и все факты истории, или законы, управляющие отношениями людей между собой, все мифологии, а также то отношение, в котором человек состоит с остальной вселенной.

Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а также всех вещей в ней.

Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления.

Например, оккультист использует невидимые силы природы сами по себе, когда хочет произвести потоки тепла, электричества и тому подобное — то есть как элементы в их высших и более духовных формах, в то время как учёный должен обращаться к такому материалу как свет, вода и прочее, для чего ему, прежде чем приступить к проведению экспериментов, сначала приходится, взяв их в том состоянии, в котором они существуют на низшем материальном плане, расщепить их на то, что называется простыми веществами.

Оккультист рассматривает всю природу как единое целое, а всё разнообразие относит на счёт того, что единство это состоит из проявлений различных уровней или планов, восприятие которых зависит от развития воспринимающего.

Он считает, что единый закон, проникающий все вещи — это эволюционное развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции — божественного логоса; потому известный нам ныне человек способен на почти бесконечное развитие.

Также он верит в абсолютное первоначальное единство всех форм и способов существования, и в то, что все формы материи взаимозаменяемы — точно как лёд может быть превращён в воду и наоборот. Отвергая идею чуда, он считает, что развитый человек может достичь дополнительных способностей восприятия и действия, приобретая таким образом способность управлять элементами...

Веря, что природа и её законы — одно, оккультист знает, что всякое действие против этих законов встретит противодействующие силы и будет уничтожено; потому развивающийся человек должен, если хочет достичь божественности, стать сотрудником природы. Для этого ему следует учиться соответствию природе. Оно приведёт его к тому, что его действия станут неизменно благотворными и будут неуклонно преследовать высшее благо — ведь то, что называется "добром" — лишь действие, производимое в соответствии с единым законом. Потому оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в космический закон, а не основывает её на поверии. Более того, осознание единства природы ведёт оккультиста к признанию того, что та же единая жизнь, проникающая всё, действует также и в нём самом; таким образом он приходит к тому, что совесть — это не просто критерий правильного и неправильного, а зародыш высшей способности восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то время как в воле он признаёт силу, способную к неограниченному возрастанию и расширению.

Все мифологии — это картинные представления законов и сил природы, также как вероисповедания — лишь частичные выражения универсальной истины, и интуитивным изучением древнейших из них приобретается оккультное знание. Это знание в чистом виде передавалось с незапамятных времён от учителя к ученику и тщательно охранялось от злоупотреблений — в передаче его отказывалось, если претендент на деле показал его непонимание и способность злоупотребления им, ведь очевидно, что попади оно в руки злонамеренного или невежественного человека, его применение повлекло бы неизмеримый вред.

Нынешние отчёты об экспериментах по чтению мыслей, психометрии, ясновидению, месмеризму, спиритизму и тому подобному демонстрируют, что есть все основания верить, что человеку присущи силы и способности, о которых люди не могли и подозревать.

"Чудеса" оккультиста — это результат научного развития и достижения совершенного контроля над подобными силами. ...

Тайная мудрость — это основа всех древних философий и религий — индийской, египетской, халдейской, зороастрийской, греческой и прочих. Её следы обнаруживаются в каждой стране и эпохе, и не может быть большей ошибки, чем полагать, что реальность её зависит от какого-то единственного авторитета. Её посвящённые и адепты образуют непрерывную цепь преемственности с самого раннего появления человека на этой планете; их организация сегодня практически та же, что была и тысячи лет назад. В нынешнее время она вызывает большее движение в общественной мысли, чем было это на протяжении нескольких веков, и многие воображают, что это нечто новое. Это не так. В некоторые времена года день дольше, чем в другие, так же и божественный свет мудрости в некоторые циклы распространяется шире.

Для имеющих глаза, чтобы видеть, занялся более яркий свет, но свет не прекратится от того, что лишь немногие обращаются к нему, а многие его и презирают, тогда как другие толкуют его превратно и пытаются убедить себя и остальных, что повсюду лишь тьма.

Перевод K. Z.

 

"Нет религии выше истины"

"Теософом стать просто. Любой человек со средними умственными способностями и склонностью к метафизике, ведущий непорочный и бескорыстный образ жизни, предпочитающий помогать ближнему, а не получать от него помощь, всегда готовый пожертвовать личными удовольствиями ради других, любящий истину, добро и мудрость не ради возможной выгоды, а за их собственную ценность, может быть теософом".

Е. П. Блаватская
"Практический оккультизм".


Теософическое Общество было основано в Нью-Йорке в 1875 г. Еленой Петровной Блаватской, русской по происхождению, и американским полковником X.С. Олкоттом при поддержке других людей. В 1879 г. международная штаб-квартира была переведена в Бомбей, а позднее, в 1882 г., в Адьяр, предместье Мадраса. Общество представляет собой международную организацию, имеющую в настоящее время почти в 70 странах членов, принадлежащих к разным расам, которые исповедуют различные религии и работают в различных областях. Их связывает то, что они разделяют цели Теософического общества и хотят способствовать гармонии и пониманию на всех уровнях, хотят сплотить людей доброй воли вне зависимости от их религиозных убеждений. Их объединяет желание изучать истину и делиться знаниями с другими. Они связаны друг с другом не общей верой, а общим поиском и стремлением к Истине. Истина эта достигается изучением, размышлением, чистотой жизни и служением высшим идеалам и рассматривается как награда, к коей нужно стремиться, а не как некая догма, устанавливаемая авторитетом. Они считают, что вера должна быть результатом индивидуального изучении и интуиции, а не предшествовать им, и основываться на знании, а не на утверждении. Они считают необходимым проявлять терпимость ко всем, даже к нетерпимым, рассматривая это как долг, а не как привилегию, и стараются искоренить невежество, а не наказать его. Каждую религию они рассматривают как выражение Божественной Мудрости, предпочитая изучать, а не осуждать, и практиковать, а не проповедовать. Каждый, кто желает учиться, быть терпимым, иметь благородные цели и упорно работать, может стать членом Общества. И от него самого будет зависеть, станет ли он настоящим теософом.

Три объявленные цели Теософического общества:

1. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследование необъяснённых законов природы и сил, скрытых в человеке.

Общество имеет отделения в различных странах. Эти отделения, или секции, подразделяются на ячейки, которые называются "ложами". Они в значительной степени автономны, устанавливают свои правила, выбирают должностных лиц и обеспечивают сбор средств, необходимых для достижения целей Общества.

Заявление о приеме в члены Общества обычно подается секретарю ложи или генеральному секретарю секции по месту жительства. В случае отсутствия в стране отделения Общества или ложи заявления могут подаваться на имя международного секретаря по адресу: Теософическое общество, Адьяр, Мадрас - 600 020, Индия.

На настоящий момент (12/IV-1998) секции Теософического Общества в России не существует

О том, как подписаться на издания Общества и прочие сведения, можно узнать в его местных отделениях. Для получения более подробной информации о теософии и Теософическом обществе обращайтесь к:

Public Relations and Information Officer
THE THEOSOPHICAL SOCIETY
Adyar, Chennai 600 020, India
(e-mail: intl.hq@ts-adyar.org)

Полковник X.С. Олкотт был первым президентом общества (1875-1905). После него Общество возглавляли Анни Безант (1907-1933), Г.С. Арундэйл (1934-1945), К. Джинараджадаса (1946-1953), Н.Шри Рам (1953-1973) и Джон Б.С. Коутс (1973-1979). С 1980 г. президентом Общества является Радха Бернье.


РЕЗОЛЮЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ГЕНЕРАЛЬНЫМ СОВЕТОМ
ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА


ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО

В силу условий, преобладающих во многих странах в настоящее время, Генеральный совет заявляет, что, поскольку Теософическое общество выступает за Всемирное братство людей вне зависимости от расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи, любая форма расизма, политика или действия, основанные на расовой дискриминации, ради выгоды одних и в ущерб другим, противоречат основной сути и целям Общества.


СВОБОДА МЫСЛИ

Поскольку Теософическое общество широко распространилось по всему миру, и его членами стали приверженцы всех религий, не отказавшись от особых догматов, учений и верований своих собственных вероисповеданий, желательно подчеркнуть тот факт, что нет учения или мнения, от кого бы оно ни происходило, которое бы любым образом связывало члена Общества, и которого он не мог бы свободно принять или отбросить. Признание трёх целей Общества есть единственное условие членства. Hикакой учитель, никакой автор, начиная от самой Блаватской, не имеет никакого авторитета в плане навязывания своего учения или мнения членам. Каждый член имеет равное право присоединяться к любой школе мысли по своему выбору, но не имеет права навязывать свой выбор другим. Точно так же ни кандидат на занятие какой-либо должности, ни голосующий не могут быть отклонены или отстранены от голосования из-за принадлежности к какой-либо школе мысли. Суждения или убеждения не дают право на привилегии и не служат причиной наказания. Члены Генерального совета убедительно просят каждого члена Теософического общества отстаивать эти основные принципы Общества, поступать согласно им, и без боязни использовать свое право на свободу мысли и волеизъявление, не выходя за рамки вежливости и уважения к инакомыслящим.


НЕЗАВИСИМОСТЬ ОБЩЕСТВА

Сотрудничая с другими организациями, чьи цели и деятельность это позволяют, Теософическое общество является и должно оставаться совершенно независимым от них. Оно не должно брать на себя никаких обязательств, кроме своих собственных, и должно сосредоточиться на осуществлении собственной деятельности в самом широком и всеобъемлющем плане, с тем, чтобы продвигаться к достижению собственных целей и следовать Божественной Мудрости, как это отмечается и в отвлеченной форме явствует из его названия "Теософическое общество".

Поскольку Всемирное братство и Мудрость не имеют определения и беспредельны, и поскольку каждый член Общества обладает полной свободой мысли и действия, Общество постоянно стремится сохранять свои отличительные черты и уникальный характер, оставаясь свободным от связи или отождествления с какой-либо другой организацией.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОСОФИИ

Случается так, что все люди в какой-то период своей жизни задаются вопросами: «Откуда я пришёл? Куда я иду?» А иногда, если они много страдали, они также спрашивают: «Не есть ли эта жизнь просто случайность? Есть ли в мире справедливость? Существует ли Бог?»

У великих религий есть ответы на эти вопросы; на некоторые из них дают ответы и современные научные теории. Но не все находят эти ответы вполне удовлетворительными, а если эти ответы даже удовлетворяют интеллект, часто оказывается, что они не могут удовлетворить сердце. А где они удовлетворяют сердце, там ум часто остаётся неубеждённым. Таким образом выходит, что во всякой стране, несмотря на решения, даваемые религией, философией и наукой, есть люди, которые ищут решения более логичного и более вдохновляющего. Как раз для них и есть особое послание у теософии.

Теософия есть корпус идей, которые очень стары. Некоторые из них можно найти в религиях и философиях Индии, Китая, Египта, Греции, Палестины, Аравии. Другие приходят к нам из открытий учёных прошлого и настоящего. Теософия не представляется нам как откровение или догма; она предлагается не для принятия на веру, а для исследования и нашего собственного суждения. Каковы же основные идеи теософии?

Во-первых, вселенная — это не просто место, где силы природы действуют по чистой случайности. Каждое событие, случившееся от начала времён, произошло по определённым законам, присущим вселенной. Эти законы суть выражения Сознания. Всё сущее, от электрона до величайшей звезды, оплодотворено сознанием.

Эта фундаментальная Реальность настолько за пределами нашего понимания, что мудрецы и святые называли её противоречивыми терминами. Многие называли её Богом, некоторые — Законом, Небесами, Великим Архитектором, Эволюцией. Каждый человек, сообразно своему опыту и темпераменту, должен определить, что есть для него это Сознание, направляющее всё. Назовём её Богом.

Следующая великая истина состоит в том, что эта божественная природа живёт в каждом человеке. Мы — не эти тела, которые погибнут; они — лишь одежда, которую мы поносим и отбросим прочь. Мы — бессмертные души. Совершенство Бога пребывает и в нас, ибо «им мы живём, движемся и существуем». Но мы не сознаём нашей божественной природы, пока не пробудим её.

Мы собственно и рождены для того, чтобы осознать нашу истинную природу. Родившись, мы как бы входим в мастерскую или лабораторию, где трудом медленно раскрываем свои способности. Но за время опыта лишь одной жизни осознать в себе божественную природу невозможно. Вот мы и рождаемся вновь и вновь. Мы вступаем в жизнь, рождаемся, растём, действуем, кончаем свою работу и возвращаемся. Наше возвращение — это смерть. После отдыха в небесной жизни, где мы продолжаем рост, осознавая радости, которые мы планировали, но не смогли осуществить, мы возвращаемся снова к рождению, более чистые, сильные и мудрые, чем раньше, чтобы снова работать и стать более искусными в мысли, чувстве и действии. Это и есть реинкарнация.

Живя и действуя, иногда мы достигаем успеха, а иногда нас постигает неудача. Мы творим добро и зло, ведомые своим альтруизмом и эгоизмом. Делая зло, мы вызываем разлад во вселенской гармонии, которую мы потом должны восстановить. Всякое сделанное нами зло должно быть уравновешено новым добром; сотворённое нами добро должно быть претворено в добро ещё более далекоидущее. Этот процесс посева и жатвы называется кармой. Это закон регулировки или равновесия, который человек вызывает к действию каждой своей мыслью, каждым словом и каждым делом.

Поскольку все души божественны, все души равны. Есть души молодые и старые, но все они — братья. Несмотря на все различия в социальном происхождении, способностях, среде, поле, религии, касте, национальности и цвете кожи, и даже несмотря на доброту или злость, все люди образуют неразрывное братство. Все мы — высокого или низкого положения, невежественные или мудрые, — составляем единую цепь, и те, кто сильнее, растут своей помощью более слабому. Братство — закон роста для всех людей.

Но братство это распространяется не только на людей, а решительно на всё — на животных, птиц, рыб, даже на растения, горы и моря. Мы растём своим единством со всеми вещами. Божественная природа, латентная в них, как и в нас, помогает присущей нам божественности выступить во всей своей красоте.

Есть две вечных загадки: тайна Бога и тайна Человека. Всё, что мы утверждаем, говоря о Боге — доброта, святость, красота и истина — живёт и в человеке. Религия, философия, наука, искусство, коммерция, индустрия, филантропия — всё это каналы, по которым божественная природа нисходит, чтобы открыть свою красоту. А наша человеческая природа возносится к божественности, растя в добродетелях и способностях, связанных с этими каналами.

Теософия значит «божественная мудрость». Это изложение образа действия божественного разума. Все наши вопросы разрешаются, когда однажды мы понимаем божественный план, который и есть эволюция. Это понимание — наследие, которым обладает каждая душа. Но она вступит во владение им только когда научится быть братом всему живому, ибо «поступок любви есть божественная мудрость в действии, и все, кто действуют с любовью, обязательно приходят к мудрости».

Ч. Джинараджадаса,
президент Теософического Общества в 1946–1953 годах.

 

Фотографии русских теософов

 

Конкордия Евгеньевна Антарова

Конкордия Евгеньевна Антарова, солистка Большого театра, автор сочинения "Две жизни"

 

Юлий Юльевич Лурье

Юлий Юльевич Лурье, "старый" русский теософ, физик-теоретик

 

 

Ефросинья Александровна Спицина, теософка из Киева

Ефросинья Александровна Спицина, теософка из Киева. "Оруженосец" (архив Московского ТО)

 

Надежда Александровна Смирнова, один из руководителей Теософического
Общества в Москве. Артистка Малого Театра

Надежда Александровна Смирнова, один из руководителей Теософического Общества в Москве. Артистка Малого Театра (архив Московского ТО)

 

Лидия Марьяновна Арманд, прибл. 1912 г.

Лидия Марьяновна Арманд, прибл. 1912 г. (архив Московского ТО)

 

Лидия Арманд среди воспитанников теософской школы-колонии, 1924

Лидия Арманд среди воспитанников теософской школы-колонии, 1924 (архив Московского ТО)

 

Русские теософы на пароходе на пути в Стокгольм на теософский конгресс
На фото А. Ф. Львов-младший (родственник А. Ф. Львова - автора гимна Боже царя храни) и Ольга Федоровна Львова (в замуж. Ваксель), также его потомок и подруга М. Волошина

Русские теософы на пароходе на пути в Стокгольм на теософский конгресс (архив Б. Коваленко)

 

Русские теософы на пути в Стокгольм на теософский конгресс

Русские теософы на пути в Стокгольм на теософский конгресс (архив Б. Коваленко)

 

Лидия Марьяновна Тумловская (Арманд). 1900 г

Лидия Марьяновна Тумловская (Арманд). 1900 г. (ранее не публиковалась, архив Московского ТО)

 

Комментарий, написанный к фотографиям рукой русского теософа

Комментарий, написанный к фотографиям рукой русского теософа А. А. Смольевского (архив Б. Коваленко)

 

Теософский кружок в Кисловодске, 1915

Теософский кружок в Кисловодске, 1915 г

 

Анна Каменская, первый Президент дореволюционного Российского Теософского общества

Анна Каменская, первый Президент дореволюционного Российского Теософского общества (архив Московского ТО)

 

Борис Цирков, внук Блаватской, составитель 15-томного собрания соч. ЕПБ

 

Анна Каменская, Президент дореволюционного Российского Теософского общества

Анна Каменская, Президент дореволюционного Российского Теософского общества (архив Московского Теософического общества, фотография предоставлена К. Зайцевым)

 

Русские теософы. Анна Алексеевна Каменская, Елена Павловна Соловская, Цецилия Людвиговна Гельмбольдт

Русские теософы. Анна Алексеевна Каменская, Елена Павловна Соловская, Цецилия Людвиговна Гельмбольдт. Архив Московского Теософического общества. Фотография предоставлена К. Зайцевым

 

Борис Цырков

Борис Цырков, внук Е. Блаватской. Архив Московского Теософического общества, фотография предоставлена К. Зайцевым

 

 

 

 

Ссылки на основные Теософское Ассоциации Интернет

Теософского общества в Америке, Уитон, Иллинойс, США.

Лондон Штаб-квартира

Блаватская

Блаватская | теософия | мировое теософское движение

Теософия, теософическое движение и общество в России

Журнал "Вестник теософии" №1 (2008)
Журнал "Вестник теософии" №2 (2008)
Журнал "Вестник теософии" №3 (2008)
Журнал "Вестник теософии" №4 (2009)
Журнал "Вестник теософии" №5 (2009)

А. Безант Древняя мудрость drevmudr.zip

Е. П. Блаватская Глава о Библии из "Разоблачённой Изиды" izi-bibl.zip
Е. П. Блаватская Некоторые из писем Блаватской hpb-lett.zip
Е. П. Блаватская Письма Синнетту hpblsinn.zip
Е. П. Блаватская Разоблачённая Изида isis1.zip (т. I) isis2.zip (т. II)
Е. П. Блаватская Статьи 1880-1883 г. hpb-sbor.zip
Е. П. Блаватская Статьи 1882-1883 г. hpb-otr.zip
Е. П. Блаватская Тайная Доктрина hpb-td1.zip (т. I) hpb-td2.zip (т. II) hpb-td3.zip (т. III)
Е. П. Блаватская Челы и др. статьи об ученичестве chely.zip
А. Бэйли Письма об оккультной медитации okkmed.zip
А. Бэйли Посвящение человеческое и солнечное posv.zip
А. Бэйли Природа эзотеризма и прочие отрывки aab-esot.zip
А. Бэйли Свет души svetdush.zip
А. Бэйли Судьба наций sudbnacy.zip
А. Бэйли Трактат о белой магии whm.zip
А. Бэйли Трактат о космическом огне fire.zip
А. Бэйли Ученичество в новом веке, т. I, ч. 1 baibesed.zip
А. Бэйли Эзотерическая психология (трактат о 7 лучах, т. I) eso-psyh.zip
А. Бэйли Эзотерическая психология (трактат о 7 лучах, т. II) tr7rays2.zip[offline]

Д. Колдуэлл Оккультный мир Блаватской (разные свидетельства) okkm-hpb.zip

Ориген Две главы из "О началах" origen.zip

Э. Сведенборг О божественном провидении swprovid.zip

Солдатенко и др. Эфирные масла — древнее лечебное средство masla.zip

Цонкапа
Ламрим Ченмо, т. I lamrim-1.zip
Ламрим Ченмо, т. II lamrim-2.zip
Ламрим Ченмо, т. III lamrim-3.zip
Ламрим Ченмо, т. IV lamrim-4.zip


Примечание. Теософические общества не располагают значительными средствами, и распространение литературы происходит только усилиями энтузиастов. Потому, если наша библиотека вам понравилась, или, более того, оказалась полезной, сообщите о ней своим друзьям и знакомым. Webmaster.


просмотров: 1805
Учение об истине
ДЕМИУРГ творящий для народа
Духовный рост Блаватская
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
Речь, риск, Лучшие мысли
СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
НОВОВВЕДЕНИЕ
Люди, люди, Лучшие мысли
ГЕРАКЛИТ из Эфеса 544/540/535-483/480/475 древнегреческий философ диалектики
ЛОССКИЙ Владимир Николаевич
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jesus Malverde Collar Necklace Sinaloa Narco saint Narcosanto Mexico

$6.43
End Date: Friday Mar-29-2019 10:42:49 PDT
Buy It Now for only: $6.43
|
Mini Shrunken Head

$69.99
End Date: Friday Apr-12-2019 19:12:38 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
VIRGIN MARY BLESS MOTHER CONCRETE STATUE MADONNA GARDEN

$21.99
End Date: Tuesday Apr-9-2019 10:58:49 PDT
Buy It Now for only: $21.99
|
Sidr Leaf Leaves Ruqyah, Roqya, Destroy Magic and Evil Eye. USA SELLER !!!!!

$0.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Apr-3-2019 17:26:55 PDT
|
1717 THEOLOGICAL, MORAL AND EMOTIONAL REFLECTIONS on the Attributes of God

$5.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 17:24:46 PDT
|
Burling Hulls Invisible Hand Write's Special Directions For Slates Plus L Note

$59.00
End Date: Sunday Mar-31-2019 19:23:22 PDT
Buy It Now for only: $59.00
|
12" 7 African Powers Siete Potencias Africanas Christ Oshun Yemaya Chango Ogun

$39.99
End Date: Sunday Apr-14-2019 19:29:38 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
 Rajneeshpuram Wild Country Mala Necklace Bhagwan Rajneesh Oregon Osho 

$10.50 (4 Bids)
End Date: Saturday Mar-30-2019 17:47:09 PDT
|
Nuwaubian Dr Malachi Z York Nubian Islaamic Hebrews Who Was Jesus' Father 1988

$5.00 (1 Bid)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:02 PDT
|
Aberree Scientology Newsletter Vol XI Number 4 1964

$13.00
End Date: Tuesday Apr-16-2019 15:24:27 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
Orisha Elegua Bracelet Eleggua Pulsera Siete Potencias Africana 7 African Powers

$11.99
End Date: Monday Apr-1-2019 8:31:36 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
Mini Tiny Santa Muerte Statue Travel Altar Size Holy Death Santisima Muerte

$9.95
End Date: Wednesday Apr-24-2019 12:10:14 PDT
Buy It Now for only: $9.95
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Карл Маркс Капитал
Капитал
На свете не так много книг, которым оказалось по силам изменить лицо мира. Вряд ли кто-то усомнится, что "Капитал" - одна из них. Глубокий философско-материалистический анализ капиталистического общества и вместе с тем руководство к действию, программа по его конструктивному демонтажу - вот что такое "Капитал" Карла Маркса. Вдвойне интересно взглянуть на эту книгу сейчас, после того как на нашей памяти призрак коммунизма едва ли не на век обрел воплощение, после чего развоплотился вновь.
В настоящем издании представлен текст, который можно назвать "Малым Капиталом" - квинтэссенция учения Маркса, самое необходимое для того, чтобы познакомиться и с большим удобством прочесть великое сочинение.
Предисловие Александра Огаркова....

Цена:
131 руб

Массимо Пильюччи Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь
Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь
Быть стоиком в современном мире не сложнее, чем в Древней Греции. Для этого надо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество - чтобы изменить возможное, и мудрость - всегда отличать одно от другого. В своей книге "Как быть стоиком" известный американский философ и биолог МассимоПильюччи предлагает читателю увлекательное путешествие в глубины этой античной философии, а в качестве проводника выбирает древнегреческого стоика Эпиктета. Стоицизм - очень современная философия, которая учит, как принимать верные решения, управлять гневом, воспринимать критику, как относиться к смерти - собственной и своих близких. Но главный вопрос, на который отвечает стоицизм, - как правильно жить....

Цена:
423 руб

Фридрих Ницше Так говорил Заратустра
Так говорил Заратустра
Книга, взорвавшая сознание сотен тысяч людей. Книга, ставшая эталоном индивидуалистской философии и апологией "идеи сверхчеловека".
Она и сейчас действует на сознание читателя с неистовой силой. Повиновение - и мятеж. Страсть - и ненависть. Сила личности - и покорность року. Судьба - и немногие, способные взять ее в свои руки.
Яростная и неоднозначная книга.
С ней можно не соглашаться и спорить, но нельзя переоценить влияние, которое она оказывает на читательские умы....

Цена:
186 руб

Жан Бодрийяр Симулякры и симуляции / Simulacra et simulation
Симулякры и симуляции / Simulacra et simulation
СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИИ - последняя работа выдающегося философа-постмодерниста, культуролога и социолога Жана Бодрийяра. Самая полная и доступная для восприятия книга подобной тематики, с которой можно начинать погружение в мир современной философии. Автор дает наиболее развернутые определения таким понятиям, как "гиперреальность" и "симулякры", давно уже вошедшим в массовый обиход.
Это произведение помогло множеству людей по всему миру взглянуть на нашу реальность с принципиально иной стороны, с позиции признания ее фиктивной, поддельной, "копией копии", иллюзорной субстанцией, а также вдохновила кинематографистов на создание культового фильма "Матрица"....

Цена:
463 руб

Фридрих Ницше Фридрих Ницше. Малое собрание сочинений
Фридрих Ницше. Малое собрание сочинений
Фридрих Ницше - гениальный немецкий мыслитель, под влиянием которого находилось большинство выдающихся европейских философов и писателей первой половины XX века: провозвестник появления сверхчеловека, "свободных умов", бунтующий против бога. В настоящем издании представлены такие знаменитейшие, страстные полемические работы Ницше, как "Генеалогия морали", "Падение кумиров", "По ту сторону добра и зла", а также остроумная попытка самооценки - "Ecce Homo". Со свойственной ему парадоксальностью мысли и глубиной психологического анализа Ницше развенчивает нравственные предрассудки, проводит ревизию европейской культуры, низвергает саму идею христианства....

Цена:
349 руб

Артур Шопенгауэр Метафизика половой любви
Метафизика половой любви
В настоящий сборник произведений выдающегося немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра включены фрагменты из его основного труда "Мир как воля и представление", которые можно интерпретировать как своеобразный комментарий автора к понятию "Мировой воли" - центральному в его философской системе. Публикуемые тексты знакомят читателя с этическими воззрениями Шопенгауэра, с его истолкованием сущности половой любви, его пониманием смерти и смертности человека. Страх перед ничто и неистребимая жажда жизни, метафизика страдания и сила инстинктов, многообразие самопроявлений реального (воли) в привычной иллюзорности мира - таков круг интеллектуальных сюжетов, составляющих содержание данной книги....

Цена:
99 руб

Сенека Нравственные письма к Луцилию
Нравственные письма к Луцилию
Сенека — Луций Анней Сенека Младший (ок. 4 до н. э.— ок. 65) — выдающийся римский философ-стоик, поэт, драматург, государственный деятель. В последние годы жизни Сенека уделял особое внимание вопросам нравственного самосовершенствования, многие его мысли созвучны христианскому мироощущению — недаром Сенеку считали «почти что христианином» и приписывали ему переписку с апостолом Павлом. «Нравственные письма к Луцилию», адресованные младшему современнику Сенеки, прокуратору Сицилии, — итог философии и жизненного опыта Сенеки. Это, вероятно, самое читаемое сочинение Сенеки начиная со Средних веков вплоть до настоящего времени. Написанные простым и мудрым языком, «Письма» и сегодня могут служить руководством по морально правильной жизни. В настоящем издании представлено полное собрание писем Сенеки....

Цена:
177 руб

Бронислав Виногродский, Лао-цзы Книга об истине и силе. В переводе и с комментариями Б. Виногродского
Книга об истине и силе. В переводе и с комментариями Б. Виногродского
"Дао Дэ Цзин" (КНИГА ОБ ИСТИНЕ И СИЛЕ) Лао-цзы - одна из величайших книг человечества наряду с Библией, Торой, Кораном и Бхагават-Гитой, определившая контуры современной мировой культуры. В чем секрет этого древнего текста, читатель узнает из настоящего издания, которое содержит новый перевод и уникальное авторское толкование "Дао Дэ Цзин".
Для Бронислава Виногродского, переводчика и комментатора, "Дао Дэ Цзин" не только любимая книга, но и бесконечный источник мудрости, книга-судьба, способная направлять потоки силы, с помощью которых человек может в совершенстве управлять своей жизнью и, следовательно, быть управителем целого мира.
То, что содержит данная книга, - плод многолетних размышлений и исследований Бронислава Виногродского, а также практики использования этого знания в самых разных обстоятельствах творческого, предпринимательского и общественного бытия.
КНИГА ОБ ИСТИНЕ И СИЛЕ - это не только новый, но и более точный перевод на русский язык названия "Дао Дэ Цзин".
Данная публикация продолжает авторскую серию изданий "Искусство управления миром", которые всесторонне и на лучших образцах знакомят с вершинами китайской философии и практики ведения дел, понимания жизни и способов принятия решений....

Цена:
1337 руб

Лев Шестов Достоевский и Ницше. Апофеоз беспочвенности
Достоевский и Ницше. Апофеоз беспочвенности
В настоящее издание вошли две самые знаменитые работы Льва Исааковича Шестова: "Достоевский и Ницше" и "Апофеоз беспочвенности". Лев Шестов – выдающийся русский философ и литератор, в своих трудах предвосхитивший основные идеи экзистенциализма. Название одной из философских работ Льва Шестова "Странствования по душам" удивительным образом подходит ко всему его творчеству. В своих странствиях, то есть размышлениях о земном духовном наследии, Шестов беседует с душами Сократа, Шопенгауэра, Пушкина, Толстого, Достоевского, Ницше… Еще при жизни в адрес Шестова прозвучало, что он – философ, отрицающий философию. Однако в своих работах, насыщенных парадоксами и афоризмами, Шестов отрицает не философию, а догмы и застой мысли из-за рабской оглядки на авторитеты прошлого....

Цена:
132 руб

Б. Рассел История западной философии. В 2-х томах. Том 1 A History of Western Philosophy
История западной философии. В 2-х томах. Том 1
"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее «работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений». Классическая Эллада и Рим, католические "отцы церкви", великие схоласты, гуманисты Возрождения и гениальные философы Нового Времени - в монументальном труде Рассела находится место им всем, а последняя глава книги посвящена его собственной теории поэтического анализа....

Цена:
169 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования