Энциклопедия философии онлайн
ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ

(позднелат. inovatio, англ. innovation – нововведение) – явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплекный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов. Однако, это суждение и предметизация понятия И. под задачи конкретных сфер человеческой деятельности – менеджмент и теорию (социологию) управления. Второе понимание И. может быть рассмотрено в более широкой рамке культуры как технологизация первого понимания И. В этом общем случае исходным (базовым) выступает представление о культуре как сложноорганизованной целостности, формируемой двумя типами разнонаправленных процессов. Это вектор креативности (изменений, обновлений, творчества и т.д.) культуры и вектор структурирования (упорядочивания, нормативности, традиционализации и т.д.). Суть упорядочивающих интенций культуры – сте-реотипизация возможных внутри нее форм активности (деятельности, общения, мышления) и стандартизация и хаби-туализация (опривычивание) имеющихся в ней наличных содержаний, что закрепляется структурно-институционально. Ядерная структура здесь – культурная традиция как универсальный информационно-регуляционный механизм, осуществляющий селекцию, оформление, а тем самым и модификацию, и закрепление, т.е. интеграцию в культуре, попадающих в поле ее действия новшеств, как создаваемых внутри данной культуры (И. культуры, связанные с авторским или анонимным творчеством, «креационные» И.), так и заимствуемых из других культур. Конечная цель этих процессов и деятельностей – превращение И. в норму, традицию. Креативные же процессы и деятельности в культуре направлены на дестереотипизацию деятельности, общения, мышления, дестандартизацию уже имеющихся наличных содержаний, проблематизацию «очевидностей», деструктурацию и деинституционализацию (в известных пределах) сложившихся целостностей. Ядерной «структурой» в данном случае выступает процессуальность творчества, под которым понимается «создание нового качественно новым образом, по существенно новым правилам», т.е. продуцирование креацион-ных И., а также введение в качестве таковых в культуру И. – «заимствований». (Проблема культурных заимствовова-ний специально разрабатывалась в парадигме диффузионизма в антропологии; одна из последних версий роли инновационных заимствований предложена Г. Гачевым в концепции «ускоренного развития литератур»). Конечная цель этих процессов и деятельностей – изменение через И. существующих норм и традиций, или обеспечение возможности порождения иных традиций и норморегулирования. Кроме того, под воздействием И. и перестройки наличных нормативных систем и традиций в культурных системах могут порождаться резонирующие эффекты культурных мутаций (влияние прежде всего «креативных» И.) и культурных трансформаций (влияние прежде всего И. – «заимствований»). Вектора креативности и структурирования (при всей их разнонаправленно-сти) не только предполагают одновременное существование соответсвующих процессов и деятельностей, но и их реальную совмещенность в функционировании и развитии культурных феноменов. Любая И. становится достоянием культуры, лишь встраиваясь в наличные системы норм и традиций, т.е. стереотипизируясь и стандартизируясь. Но и всякий стереотип и стандарт генетически произведен от имевшей место в культуре И. Однако в конкретных исторических и социальных аспектах соотношение этих векторов позволяет различать культуры «инновационного» и «традиционного» типов (соответственно «культуры грамматик» и «культуры текстов», в терминологии Лотмана). В обоих случаях речь идет прежде всего о различном соотношении традиций и И. в культуре, а также о специфике способов введения И. в традицию, т.е. о разных технологиях нововведений. В этом отношении различимы архаические, традиционные и современные социальные структуры и (в терминологии Петрова) разные типы культурного кодирования: лично-именной (модель – охотничье общество); профессионально-именной (модель – кастовая система); универсально-понятийный (основы заложены в античности, развит в христианстве, дооформлен в Новое время, модель – индустриальное общество). Социокультурный код задает различные механизмы дифференцирования (фрагментации) и интегрирования наличных массивов знания и культурного опыта, способы их доведения до потребителей, а главное – различные механизмы трансмутации – появления новых элементов или модификации наличных в социокоде, в каком-либо его фрагменте и в соответствующем канале трасляции знания и опыта, что меняет в том числе и механизмы преемственности наследуемых обстоятельств и закрепляющие их «интерьеры» деятельности. (Изменение в «интерьерах» деятельности по сути вторичны, и могут быть рассмотрены как «технологизация» «первичных», смысловых культурных И.). «В подавляющем большинстве случаев у индивида нет другого пути воздействовать на общесоциальную «сумму обстоятельств», кроме как изменить унаследованный им фрагмент знания…» (Петров). Наращивая свой фрагмент текста, субъект создает угрозу выхода его за собственные границы (проблема «вместимости» фрагмента) и ставит задачу на необходимость сжатия, редукции текста. Параллельно решается задача знакового оформления и внедрения И. (ее признания) в интеграционную целостность фрагментов знания. «Вместимость» фрагмента, тип редукции и механизмы знакового оформления и признания И. и различают социокоды между собой, делят культуры на «традиционные», «культуры текста» (у Петрова, скорее, «культуры имени»), с одной стороны, и «инновационные», «культуры грамматик» (универсально-понятийно закодированные у Петрова), – с другой. Жизненный цикл И. в последнем типе культур хорошо описывается по аналогии с изменением массива дисциплинарного (научного) знания под воздействием полученного нового результата и его публикации, с одной стороны, и по аналогии с механизмом появления новых символов в процессе речекоммуникации (за счет сдвига значений в диалоге) – с другой. При этом структура научной дисциплины может быть рассмотрена как универсальная грамматическая структура, обеспечивающая внутри себя связь нового (локализуется в будущем времени дисциплины, ограничиваемом ее парадигмально задаваемым предметом) с наличным (прошлое дисциплины, ограниченное временем последней публикации и локализуемое в ее настоящем времени как область решенных вопросов, подлежащих трансляции в учебном режиме). Опосредование наличным (прошлым и настоящим, т.е. общим) делает речь понятной для коммуницирующих и позволяет вводить новые (будущее) смыслы через попеременный сдвиг значений с переключением позиции слушающего (испытывающего воздействие) на позицию говорящего (производящего воздействне), меняя тем самым массив наличных результатов через введение в него новых значений (смыслов). Изменения в массиве должны быть закреплены через публикацию – инсти-туционализацию (будь то в форме научной статьи, мифа или какой-либо иной форме, например, танца в архаической культуре). Иной пласт и уровень работы с новыми содержаниями, анализ и рефлексию возможностей появления И. презенти-руют собой философские подходы, дисциплинарно закрепляемые и разрабатываемые в рамках психологии (в частности, в генетической эпистемологии Пиаже, в концепции работы со знаками Выготского и др.), а также в постпозитивистской методологии знания (Кун, Фейерабенд, Лакатос и др.). Кардинально переосмыслено понятие И. в различных вариантах постмодернистской ориентации в философии и в социологии знания.



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 575
ИУДАИЗМ национальная религия евреев
Знатность, золото, Лучшие мысли
Бодхичарья-аватара Шантидева
Клод Леви-Стросс
Философское значение идей Макса Вебера
ЛИБЕРАЛИЗМ
ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ
Мнение, многоречивость, Лучшие мысли
Деконструкция метафизики
Учителя и путь Ледбитер
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$12.00
End Date: Wednesday Oct-9-2019 10:11:25 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
Rosario Santa Muerte Holy Death Rosary Grim Reaper Made in Mexico Wood


$0.99 (0 Bids)
End Date: Tuesday Sep-24-2019 18:32:28 PDT
|
1697 HISTORY OF MARGUERITE VALOIS, Queen of Navarre


$4.99
End Date: Tuesday Oct-1-2019 10:16:36 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 6 Month Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$19.50
End Date: Saturday Oct-5-2019 0:37:55 PDT
Buy It Now for only: $19.50
|
Sidr/ Sedr, Jujube tree leaves , Ziziphus spina / Ruqyah , Roqya,/ 100g


$17.49
End Date: Sunday Oct-13-2019 6:26:33 PDT
Buy It Now for only: $17.49
|
Narcotics Anonymous NA Blue Gold 1 Year Recovery Medallion Coin Chip Token


$4.99
End Date: Friday Oct-11-2019 19:23:15 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 1 Year Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$25.00
End Date: Saturday Sep-28-2019 17:53:58 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
Search Philosophy All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
«Ваш Магазин» Философия. Научная литература. Книги по философии.
 Божеское и человеческоеБожеское и человеческое, 2018 г.
Толстой Лев Николаевич, Расторгуева Мария Аркадьевна

Лев Николаевич Толстой — это тот случай, когда любые слова о величии, значении или влиянии неуместны, ибо не способны отразить всего масштаба личности. Его место в пантеоне мировой литературы неоспоримо. И при жизни, и сейчас моральный авторитет Толстого был и остается непоколебимым....
Цена: 847 руб.
 Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе БожиемУчение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием, 2020 г.
Серебреников В.С.

Предлагаемая читателю книга отечественного психолога, философа и историка философии В.С. Серебреникова посвящена рассмотрению учения выдающегося английского мыслителя Джона Локка о прирожденных началах знания и деятельности в его отношении к христианскому учению об образе Божием. Книга...
Цена: 898 руб.
 Капитал. Критика политической экономики. Том 1Капитал. Критика политической экономики. Том 1, 2018 г.
Маркс Карл, Плотникова В.

Перед вами первый том в сокращении знаменитого «Капитала» Карла Маркса, книги, изменившей мир, с предисловием писателя и публициста Алексея Цветкова.
Цена: 773 руб.
 100 этюдов о Канте100 этюдов о Канте, 2019 г.
Васильев В.В.

В настоящей книге представлены суждения о великом немецком мыслителе, родоначальнике германской классической философии Иммануиле Канте (1724-1804) ведущих мировых и отечественных философов и историков философии, высказанные ими в рамках Международного кантовского интервью, которое...
Цена: 387 руб.
 Легенда о ЛессингеЛегенда о Лессинге, 2011 г.
Меринг Ф.

Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого историка, философа и публициста Франца Меринга, посвященная исследованию личности и творчества великого немецкого поэта и драматурга, философа-просветителя Готхольда Эфраима Лессинга в связи со всей историей немецкой классической...
Цена: 444 руб.
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования