Энциклопедия философии онлайн
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович

(1882-1937) – русский философ, ученый-энциклопедист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1900-1904). Параллельно с занятиями математикой и физикой изучал философию на историко-филологическом факультете. В 1904 поступил в Московскую Духовную академию, где в 1908 утвержден в должности и.о. доцента по кафедре истории философии (преподавал здесь по 1919). В марте 1906 в храме Московской Духовной академии по поводу казни лейтенанта Шмидта произнес проповедь «Вопль крови», за что был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1914 защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине. Опыт православной теодицеи». Утвержден в ученой степени магистра богословия и звании экстраординарного профессора Московской Духовной академии по кафедре истории философии. В 1912-1917 редактировал журнал «Богословский вестник». После 1917 работал ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троиц-ко-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике). В 1921 переходит на исследовательскую работу в Главэнерго ВСНХ РСФСР. Ст.н.с. комитета электрификации СССР. В 1921 избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре «Анализ пространствен-ности в художественных произведениях». В 1930 назначен помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части. В феврале 1933 арестован и в июле осужден на 10 лет, выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный». Осенью 1934 переведен в Соловецкий лагерь. 25 ноября 1937 вторично осужден особой тройкой НКВД по Ленинградской области. Расстрелян. Главные сочинения: «О символах бесконечности» (1904); «Об одной предпосылке мировоззрения» (1904); «Вопль крови» (1906); «Общечеловеческие корни идеализма» (1909); «Космологические антиномии Им. Канта» (1909); «У водоразделов мысли» (1910-1929, не закончена), «Пределы гносеологии. Основная антиномия теории знания» (1913); «О духовной истине» (1913); «Разум и диалектика» (1914); «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» (1914); «Смысл идеализма» (1914); «Первые шаги философии. Из лекции по истории философии» (1917) и др. Близость, родство философского творчества Ф. художественной литературе, художественной образности обусловили его эстетизм, своеобычную картинность, фигуративность творчества. С другой стороны, мировосприятию Ф. были присущи объектность, естественнонаучность, организмичность: даже лики Троицы, согласно Ф., «объектны» относительно друг друга. Постулат свободы – несущая конструкция философии Ф. Существование самовольного «посюстороннего» мира с его множественностью вещей Ф. обосновывает именно свободорожденностью. Явление земного мира в качестве «кальки» мира небесного предполагало бы, по Ф., несвободу самого Бога. «СвободаЯ – в живом творчестве своего эмпирического содержания; свободное Я сознает себя творческою субстанциею своих состояний, а не только их гносеологическим субъектом, т.е. сознает себя действующим виновником, а не только отвлеченным подлежащим всех своих сказуемых… Я может возвышаться над условиями эмпирического, и в этом – доказательство высшей, не-эмпирической его природы». Бог «творчески обнаруживается» в человеке, а человек в Боге – именно в мистерии свободы. Их взаимное откровение обнаруживается в любви: «познание человеком Бога неминуемо открывается и выявляет себя деятельною любовью…» (Ф.). Поскольку свобода у Ф. т.обр. онтологична, следовательно свободно и зло. Если свобода человека есть подлинная свобода само-определения, – полагал Ф., – то невозможно прощение злой воли, потому что она есть творческий продукт этой свободы. Но если свобода не подлинна, то не подлинна и любовь Божия к твари; если нет реальной свободы твари, то нет и реального самоограничения Божества при творении, нет «истощания», и следовательно, нет любви. А если нет любви, то нет и прощения. Ф. изначально и категорически отвергал возможность двуна-чалия мира. Бог – только любовь, свет и благо. Душа, лишь освободившись от оболочки зла и беззакония вещного мира, осуществляет прорыв к Богу. (Вопрос теодицеи, т.е. оправдания Бога в условиях существующего в мире зла – один из наиважнейших для Ф.). Проблему того, каким же образом земной мир способен войти в область неизменно благого, если основание этому иррационально и располагается в пространстве веры, Ф. решал через придание особого статуса религиозному опыту, мистическому озарению, которые, в свою очередь, неразрывно завязаны на фундаментальную онтологическую категорию философии Ф. – личность как вырастающую из духа, – личность, которая видится там, где, по Ф., «за глазом… действует другой глаз». Великая, свободная личность, распростершаяся над бездной самое себя, – по Ф., – это «реальность высшей плотности», идея, око рода («единого объекта знания»). Род выступает у Ф. как качество ипостаси Божества – единого начала. Лик же человека тем и интересен, что в нем сквозит его идея. Лик увязан и с человеком, и с любой вещью («лик природы») – все это «мысли Бога». Лик получает личность – родовую жизнь, в лице являющуюся. Личность неисчерпаема, она – идеал человека, предел его устремлений и само-построения. История тем самым обретает собственный смысл в своей предвечное™, в приобщенности каждого к ней постольку, поскольку он сознает себя существующим в ней. История у Ф. – «непрерывность предания», хранилищем которого выступает память. Память, согласно Ф., есть деятельность мыслительного усвоения, т.е. творческое воссоздание из представлений, – того, что открывается мистическим опытом в Вечности. Не удивительно, что лишь в христианстве с его идеей Богочеловечества стала возможной, по Ф., подлинная история – в своей конкретности так или иначе просвечиваемая Божественным «сращенность бытия». Мир как трагичная борьба и взаимодействие Божественного и человеческого у Ф. всепроникающе символичен, он являет собой процесс кодирования феноменов в ноуменах, внутренних зраках вещей. Те закономерности, которые возможно обнаружить в истории, Ф. оценивал так: «История начинается тогда, когда выделяется единичное из общей массы-множественности… а в таком случае здесь нет речи о «законах»… История гласит нам, что есть не везде и не всегда: не генерализует, а индивидуализирует… Если естественнонаучное познание экстенсивно, то историческое познание есть интенсивное. Оно идет вглубь, а не вширь, говорит не об общих фактах, а единичных». Следует проводить различие между социологией и историей. В социологии, по Ф., господствует закономерность. Предвидение известной закономерности не составляет предмет истории. Без внутреннего духовного творчества истории не бывает. Предмет истории всегда составляет нечто новое. Предмет истории – лицо. Т. обр., во взглядах Ф. на историческое познание может быть эксплицирована методологическая установка, во многом изоморфная парадигме ис-торицизма с его пафосом идиографического метода. По схеме Ф., история может восприниматься как особый объект мышления, как свидетельство наличия рефлексии субъекта относительно того состояния (объекта), в котором он был размещен, как отражение возникновения субъект-объектного отношения. Такая история возникает вместе с историками. А история как особый смысл, как человеческая судьба, рождается в процессе мистического переживания-преодоления этого разрыва, когда субъект познания постигает внутреннюю глубину ранее отторгнутого от себя объекта, воссоединяется с внутренними святынями и преданиями путем духовного самопознания. Единение субъекта и объекта как цель и смысл философии истории, постигаемой через мистический опыт, трактовалось Ф. через идею о том, что познание вещей «есть реальное выхождение познающего из себя или – что то же – реальное вхождение познаваемого в познающего, – реальное единение познающего и познаваемого». Философский разум, таким образом, совмещает у Ф. преобладающую веру в существование абсолютной истины и способность к предельно-скептическому сомнению (состояние «философского вопля»). Мучительность этого положения Ф. осмысливал так: «Верю вопреки стонам рассудка, верю именно потому, что в самой враждебности рассудка к вере моей усматриваю залог чего-то нового, чего-то неслыханного и высшего». «Грешным» и «беззаконным» у Ф. выступает готовность разума опираться на самого себя вопреки постулатам веры. Подлинная истина абсолютна и еретические по сути попытки разума имманентно постичь ее должны изживаться на протяжении всей истории как специфическом способе осуществления идеала со-чувст-вия, со-мыслия человеческого и Божественного. Подобным образом в последнем свободно движется все организменное и телесное. Только при такой со-бытийности, по Ф., Бог воспринимается имманентно-трансцендентным. У Ф. разум являет собой неразрывный объект религиозного восприятия, Истина и Бог едины. Только религия у Ф. «одолевает геенну, которая в нас, и языки которой, прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание». Но в конкретной практике миротво-рения это «вместемыслимое» единство многоаспектно: «Бог мыслит вещами», ноумены «проступают» сквозь феномены. В результате субъект разума вкупе с его объектом трансформируется в систему субъект –субъектного отношения через акт познания. Избранный Ф. постигающий метод – диалектика – жизненное и целостное «нарастающее» мышление, фиксирующее подлинные, живые противоречия сущего. Целью этого процесса является полное освобождение духа, а его основания – «формы культа», по Ф., – способствуют символизации ноуменов в феноменах и движению исторического в вещах к ипостаси внеисторического. Успех либо неуспех прорыва исторического через вещественное задается степенью причастности или разлада разума и Истины: любая историческая эпоха имеет периоды доминирования «дневного» либо, напротив, «ночного» сознания, когда «душа теряет свое субстанциональное единство, теряет сознание своей творческой природы, теряется в хаотическом вихре своих же состояний». (Таким образом, по Ф., если истина и существует, то она антиномична, познаваема разумом и даваема интуицией, выступая истиной-дискурсией). Постижение оснований «дневной философии» предполагает, по Ф., одновременную элиминацию в «Абсолютное Ничто» всех ино-культурных, ино-бытий-ных возможностей. История, способная очищаться от вещного зла, порождала у Ф. трагичную догадку о том, что история мира, возможно, есть «одна лишь ночь, один лишь страшный сон, растягивающийся в века». Результатом, по мнению Ф., является то обстоятельство, что «в погоне за греховным рационализмом сознание лишается присущей всему бытию рациональности». Идея вещи, высвобождаемая мыслью благодаря формированию «памяти», конституирует имя вещи – «материализацию, сгусток благодатных или оккультных сил, мистический корень, которым человек связан с иными мирами». Истина, открываемая в слове, допускает уразумение людьми в форме постижения некоей мистико-магической реальности – имен объектов, которые вместе с этим являют собой сами объекты. «Имена» у Ф. – орудия магического проникновения в действительность. Зная их, возможно познать вещи. «Имена» – сама познаваемая мистическая реальность. По Ф., «греховность» истории в потенциальной возможности в ее рамках как отступничества разума от Божественного основания, так и самонадеянного «самоупора человеческого «з н а ю». Важное место во взглядах Ф. занимала софиология. В трактовке всеединства и Софии Ф. расходился с В. Соловьевым, строя учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургики и др.), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество трактуя не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными. Характерными чертами религиозно-философской мысли Ф. являлись тяга к платонизму и к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; «конкретность» – неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания; интеграция идей и методов современного ему естествознания в рамки религиозного мировоззрения. Метафизика Ф. – это «метафизика всеединства» на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Ф. идей философского символизма и семиотики. Ее задача – выявление первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры. В социально-политической области Ф. был убежденным сторонником монархии: «…Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт, – милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из вне-религиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользу». Подлинная власть, по Ф., должна быть осенена свыше: она не должна быть результатом человеческого выбора, право на истинную власть – «нечеловеческого происхождения» и заслуживает «названия божественного». При этом Ф. был убежден, что подобно тому как дьявол – обезьяна Бога, кроме истинных единоначальников существуют «суррогаты такого лица» (Муссолини, Гитлер и др.).



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 491
МОДЕРНИЗАЦИИ концепция
Дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи
Умеренность, умный, Лучшие мысли
Феноменологические и экзистенциалистские истоки
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
Представительство, преследование, Лучшие мысли
Якунин Глеб Павлович, судебный иск, тоталитарные секты
Жизнь и сочинения Франк
Оккультная анатомия человека Холл
Йога-сутра Патанджали
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jesus Malverde Collar Necklace Sinaloa Narco saint Narcosanto Mexico

$19.99 (1 Bid)
End Date: Thursday Mar-21-2019 17:01:25 PDT
|
Vtg 1914 Wehman Bros HC Edition THE GREATER KEY of SOLOMON de Laurence MATHERS

$2.75
End Date: Wednesday Apr-3-2019 17:41:11 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$6.32
End Date: Friday Mar-29-2019 10:42:49 PDT
Buy It Now for only: $6.32
|
Mini Shrunken Head

$69.99
End Date: Friday Apr-12-2019 19:12:38 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
VIRGIN MARY BLESS MOTHER CONCRETE STATUE MADONNA GARDEN

$50.00
End Date: Monday Apr-15-2019 17:23:55 PDT
Buy It Now for only: $50.00
|
SOPERA DORADA PARA OSHUN GOLD SOUP TUREEN FOR OCHUN ORISHA YORUBA SOPERAS

$5.99 (0 Bids)
End Date: Thursday Mar-21-2019 18:52:38 PDT
|
VTG 30’s McPhersonism Rev. Bob Shuler Trinity Methodist Church Rare Book

$33.00
End Date: Monday Apr-15-2019 17:18:16 PDT
Buy It Now for only: $33.00
|
Bhagwan Shree Rajneesh Mala Necklace Rajneeshpuram Osho Wild Wild Country Oregon

$35.00
End Date: Wednesday Apr-17-2019 15:42:34 PDT
Buy It Now for only: $35.00
|
12" White Holy Death Statue Santa Muerte Blanca Grim Reaper Owl World

$13.00
End Date: Tuesday Apr-16-2019 15:24:27 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
Orisha Elegua Bracelet Eleggua Pulsera Siete Potencias Africana 7 African Powers

$24.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-24-2019 18:54:28 PDT
|
BEAUTIFUL DEVA FACE, BLACK POTTERY SPIRIT RATTLE HANDMADE RAKU ART BY NAN EMMETT

$145.00
End Date: Friday Apr-12-2019 11:19:49 PDT
Buy It Now for only: $145.00
|
MUSEUM QUALITY SHRUNKEN *FEMALE* HEAD REPLICA, CIRCUS, MUMMIEFIED, SKULL, GAFF

$2.75
End Date: Friday Apr-5-2019 18:02:33 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Иммануил Кант Критика чистого разума
Критика чистого разума
О серии
Серия «Великие личности» в мини формате представляет собой библиотеку главных произведений самых легендарных и выдающихся представителей разных эпох. Это правители, философы, художники – ключевые фигуры своего времени, мысли и идеи которых и по сей день интересуют человечество. В каждой книге серии подобраны своего рода «саммари»: по каждой личности представлены выдержки из ключевых произведений, афоризмы, мысли и высказывания. Эти крайне практичные издания станут незаменимы как для студентов, только знакомящихся с мировой культурой и историей, так и для тех, кто хочет восполнить некоторые пробелы в знаниях. Удобный карманный формат, мягкая обложка позволят знакомиться с культурным наследием великих по пути в институт или на работу.
О книге
Считается, что Иммануил Кант открыл новую эру в развитии философской мысли и совершил «коперниканскую революцию» в философии. Его «Критика чистого разума» - одно из основополагающих сочинений в истории философии. Этот запутанный труд – результат нескольких десятилетий исследований великого мыслителя, он вызывал сложности в понимании даже своими первыми читателями.
В этом издании читатель найдет основные положения философского труда Канта и главные афоризмы мыслителя.
Для кого:
- для тех, кто интересуется философией
- для тех, кто ценит удобные форматы...

Цена:
98 руб

Бенедикт Спиноза Этика
Этика

Бенедикт Спиноза - один из величайших философов-рационалистов. Его сочинения составляют эпоху в истории европейской мысли, и их изучение стало необходимым моментом всех учебных курсов по метафизике. Характерной чертой трактатов Спинозы является строгая последовательность мысли и четкая организация текста. Идеи Спинозы, особенно его центрального произведения, "Этики", оказали мощное воздействие на культуру XVII-XIX столетий: Спинозу любили, читали, толковали, с ним спорили не только такие философы, как Беркли, Юм, Шеллинг, Гегель, но и великие ученые, просветители, поэты - Дидро, Гередер, Гете.

Тексты Спинозы, вошедшие в настоящее издание, позволят читателю получить достаточно полное представление о творчестве и идеях этого нидерландского мыслителя. Книга будет интересна всем, кто изучает европейскую культуру, но в особенности - студентам гуманитарных вузов, слушающих курсы по истории метафизики.

...

Цена:
125 руб

Энгельс Фридрих Анти-Дюринг. Диалектика природы
Анти-Дюринг. Диалектика природы
?В этот сборник включены два произведения Фридриха Энгельса — «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».«Анти-Дюринг» стал одним из основополагающих произведений в советской философии.Состоит из трех частей: в первой Энгельс размышляет о соперничестве материалистической философии и идеалистической, во второй — развивает экономическую теорию Маркса, а третью посвящает социализму как результату развития общества.В «Диалектике природы» Энгельс ставил задачу обобщить достижения в области естествознания и отыскать диалектические законы, которые руководят естественным ходом природы....

Цена:
374 руб

Умберто ЭКО Растительная память, или Почему книга помнит все
Растительная память, или Почему книга помнит все
"В сборник "Растительная память, или Почему книга помнит всё" вошли выступления, очерки и эссе Умберто Эко - страстного библиофила, для которого книга - это запечатленные на бумаге знания, жизненный и научный опыт поколений. Автор не только захватывающе рассказывает о кропотливой работе собирателя редких изданий, но и со свойственным ему юмором рассуждает о современной массовой культуре, позволяет себе пофантазировать о будущем человечества, если оно лишится книг – своей "растительной" памяти....

Цена:
659 руб

Уильям Арнтц, Марк Висенте, Бетси Чейс Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной? What the Bleep Do We Know? Discovering the Endless Possibilities for Altering Your Everyday Reality
Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной?
Кто я? Каково мое место во Вселенной? Мир, в котором я живу, - реален ли он? Почему каждый день похож на предыдущий? Могу ли я изменить свою жизнь? Авторы этой книги встретились с 17 учеными, физиками и духовными учителями, чтобы получить ответы на Великие Вопросы, которые интересовали людей на протяжении многих веков....

Цена:
377 руб

Айн Рэнд Добродетель эгоизма The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism
Добродетель эгоизма
Айн Рэнд - наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров - "Атлант расправил плечи", "Источник", "Гимн" и др.

Книга "Добродетель эгоизма" представляет собой сборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы и объединенных одной темой - защитой концепции "разумного эгоизма" как этической основы свободного капиталистического общества.
Автор на редкость живо и убедительно доказывает, что только в рамках системы, которая ставит во главу угла права личности и разум, люди могут свободно развиваться и обретать счастье, не оказываясь порабощенными диктаторами, государством и другими людьми. А значит - только такую систему можно признать нравственной и соответствующей человеческой природе....

Цена:
198 руб

Эдвард Уилсон Смысл существования человека The Meaning of Human Existence
Смысл существования человека
Занимает ли наш вид особое место во Вселенной? Что отличает нас от остальных видов? В чем смысл жизни каждого из нас? Выдающийся американский социобиолог, дважды лауреат Пулитцеровской премии Эдвард Уилсон обращается к самым животрепещущим вопросам XXI века, ответив на которые человечество сможет понять, как идти вперед, не разрушая себя и планету. Будущее человека, проделавшего долгий путь эволюции, сейчас, как никогда, в наших руках, считает автор и предостерегает от пренебрежения законами естественного отбора и увлечения идеями биологического вмешательства в человеческую природу. Обращаясь попеременно к естественно-научным и к гуманитарным знаниям, Уилсон призывает ученый мир искать пути соединения двух этих крупных ветвей познания. Только так можно приблизиться к самым сложным загадкам - "куда мы идем?" и, главное, "почему?"....

Цена:
169 руб

Бертран Рассел История западной философии History of Western Philosophy
История западной философии
"История западной философии" Бертрана Рассела широко известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор - крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о К.Марксе.

Для философов, историков и всех, интересующихся историей философии....

Цена:
652 руб

Айн Рэнд Введение в объективистскую эпистемологию Introduction to Objectivist Epistemology
Введение в объективистскую эпистемологию
Эта книга Айн Рэнд - изложение объективистской теории понятий. Айн Рэнд предложила чрезвычайно смелое и оригинальное решение проблемы универсалий, которое существенно повлияло на развитие современной философии.
Яркий и страстный стиль изложения делает философскую книгу Айн Рэнд не менее интересной, чем иной бестселлер со стремительно развивающимся сюжетом.
Блестяще аргументированная работа Айн Рэнд дополнена выдержками из ее необычных семинаров по объективистской эпистемологии. В них участвовали философы, физики, математики, которые задавали Айн Рэнд вопросы, касающиеся ее теории понятий. Нам предоставлена редкая возможность следить за логикой рассуждений автора в живой дискуссии, в стремительном вихре дебатов, "слышать" живой голос Айн Рэнд....

Цена:
320 руб

Алексей Лосев Диалектика мифа
Диалектика мифа
Алексей Федорович Лосев - выдающийся религиозный мыслитель, философ, переводчик, комментатор античной и средневековой литературы. Исследуя природу мифа, Лосев определяет его как синтез четырех понятий - личности, истории, чуда и слова. Согласно философу, миф есть "в словах данная чудесная личностная история", "развернутое магическое имя". "Диалектика мифа" (1930)- самая известная работа А.Ф.Лосева, в которой наиболее полно выразилось философское кредо автора....

Цена:
125 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования