Энциклопедия философии онлайн
ХАБЕРМАС

ХАБЕРМАС

(Habermas) Юрген (р. 1929) – немецкий социальный философ и социолог. С 1961 по 1964 – преподаватель в Гейдельберге, с 1964 – профессор во Франкфурте-на-Майне, с 1970 – содиректор (наряду с К. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира. Выступал последовательно представителем «второго» («среднего») поколения Франкфуртской школы, одним из идеологов «новых левых», представителем неомарксизма; для зрелого периода творчества X. характерна умеренная позиция традиционного либерализма и гуманизма (в самооценке – «либеральный гуманизм»), фундированная идеалом правового государства и преодоления отчуждения. В концепции X. творчески ассимилированы идеи Франкфуртской школы, психоанализа, аналитической философии, герменевтики и структурализма. Исследовательские интересы реализуются в сфере социальной философии, теории коммуникации, методологии и философии права. Основные сочинения: «Теория и практика» (1963), «Познание и интерес» (1963), «Техника и наука как идеология» (1968), «Движение протеста и реформа высшей школы» (1969), «К логике социальных наук» (1970), «Структурные перемены общественности» (1971), «Культура и критика» (1973), «Теория общества или социальные технологии?» (1973), «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» (1973), «К реконструкции исторического материализма» (1976), «Теория коммуникативного действия» (в 2 томах, 1981), «Мораль и коммуникация» (1986), «Дискурс современной философии» (1988) и др. Работы X. отличаются социокультурной ориентацией и масштабностью артикулируемых проблем. Центральным проблемным ядром его концепции выступает проблема преодоления неадекватного (отчужденного) статуса интеллектуально активной и «политически функционирующей общественности», понятого в философии X. как «позднекапиталистическое» проявление общего кризиса европейской культурной установки на вертикальную структуру субъект-объектного отношения. Целевым вектором социальной философии X. становится возможность конституирования принципиально ненасильственных (не-вер-тикальных) способов социального бытия как «универсального примирения» (ср. «пространства, свободные от господства» в миметической философии Адорно). Фундаментальным условием возможности осуществления этой программы X. полагает радикальную трансформацию европейской рациональности, в существующих своих формах моделирующей насилие в жестких конструкциях логического дедуктивизма и технологического операционализма. Фундирующая европейское мышление субъект-объектная оппозиция обусловливает в качестве типового и субъект-объектное (т.е. «извне деформирующее») отношение к миру. В этой связи X. полагает необходимой переориентацию на принципиально субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением, – «интеракцию», понимаемую им не просто как социальное взаимодействие (ср. интеракционизм Дж. Мида), но как глубинную содержательную коммуникацию в лично-стно значимой ее артикуляции. Если «стратегическое поведение» ориентировано, по X., на достижение цели, что неизбежно предполагает ассимметричную субъект-объектную процедуру и прагматическое использование другого в качестве объекта (средства), то «коммуникативное поведение» принципиально субъект-субъектно и, предполагая принятие другого в качестве самодостаточной ценности, может рассматриваться в категориях самодостаточной процессуальности, исключающей какие бы то ни было цели, помимо самого акта своего осуществления. В этом отношении «эмансипационный интерес» человека, стремящегося к освобождению от любого насилия, может быть реализован только посредством становления подлинной «интеракции» (составляющей сферу «практического интереса»), в контексте которой должны быть сформулированы адекватные идеалы и цели, и доминирования этого «интеракционного» взаимодействия над «технологическим», выражающим себя наиболее полно в процедуре «овладения внешней природой» и экстраполирующим эту парадигму природопользования на все возможные сферы отношений. Наличные формы «коммуникативного» поведения, бытующие в реальных коммуникативных практиках, не могут быть выражены, по мнению X., структурами социальных институтов современного общества, центрированными вокруг технических вопросов, в результате чего сфера подлинности реального жизненного мира и система легитимации и институциализации современного общества оказываются принципиально разорванными. Радикальный поворот к свободе означает, таким образом, по X., прежде всего перенос акцентов в культуре, переориентацию ее приоритетов со сферы отношений человека, выстроенных в режиме «субъект-объект» и задающих соответствующий деформированный и одновременно деформирующий стиль мышления, на сферу межличностных коммуникаций, принципиально диалогичных, предполагающих понимание, и, в этом отношении, аксиологически симметричных по самой своей природе. Важнейшим моментом данного процесса, по X., является необходимая смена субъект-объектно организованной «научно-технической рациональности» на принципиально новую «коммуникативную рациональность», в основу которой положена субъект-субъектная структура. В этом контексте X. осуществляется переосмысление введенного структурализмом понятия дискурса как социально обусловленной организации речи: опираясь на теорию речевых актов Дж. Остина и Р. Серла, он, ставя своей задачей «исследование и реконструкцию универсальных условий возможности понимания», разрабатывает концепцию дискурса как специальной формы речевой коммуникации, основанной на многоуровневом рефлексивном диалоге, акцентирующем все значимые для его участников аспекты как обсуждаемой предметности, так и самой ситуации диалога. Если обычно «коммуникативное поведение», по X., реализует себя в актах интеракционизма, основанных на имплицитно предполагаемой проясненности смыслов, то дискурсивный акт требует фиксированной рефлексивной процедуры экспликации семантических и аксиологических структур дискурса, в ходе которой, собственно, и может быть конституировано понимание. Дискурсивные практики как способ коммуникации открывают возможность подлинного субъект-субъектного соприкосновения, актуализируя имманентные и вне дискурсивной ситуации не эксплицируемые пласты смыслов. Наряду с этим, дискурсивная коммуникация позволяет избежать идентификации дискурсивной практики с внешне изоморфной ситуацией ее протекания, т.е. критически дистанцироваться от ситуации субъект-объектной рациональности и «технического интереса» единственно реально возможным способом: не посредством позитивистского принятия предлагаемых культурой аксиологических матриц и не посредством алармизма индивидуально-личностного неприятия социальной ситуации, но на основе эксплицитного утверждения ее рациональных принципов: «лишь в освобожденном обществе, реализовавшем разумность своих членов, коммуникация могла бы развиться в свободный от принуждения диалог всех со всеми, который является примером как взаимного формирования само-тождественности, так и идеи истинного согласия». Концепция дискурса X. была развита в рамках радикального направления концепции нового класса («экспертократия»), задавая «теорию автономии» как цели и способа существования класса «интеллектуалов» (Гоулднер), базирующуюся на фигуре «культуры критического дискурса». Концепция «легитимации» X. – наряду с идеями Фуко – легла в основу концепции «заката больших нарраций» Лиотара, фундировавшей культурные стратегии постмодерна. Сравнивая в контексте анализа регуманизации общества идеи X. и Батая, Ж.-М. Хеймоне отмечает, что объединяющим пафосом их творчества является то, что «перед лицом опасности дегуманизации, которую влечет за собой современная техника, они почувствовали необходимость восстановить связность социальной сферы… и сообщества в их человеческих проявлениях».



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 426
МЕГРЕЛИДЗЕ Кита
Пребывание. Начало античной философии
ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА тезис о существовании бытия Бога
Розенкрейцеры, мистический орден Розы и Креста
БРАК
Секта Петра, Ревнители истинного благочестия
Зеркало ученика II Ломборг
Честный, честолюбие, Лучшие мысли
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$12.00
End Date: Wednesday Oct-9-2019 10:11:25 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
Rosario Santa Muerte Holy Death Rosary Grim Reaper Made in Mexico Wood


$4.99
End Date: Tuesday Oct-1-2019 10:16:36 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 6 Month Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$19.50
End Date: Saturday Oct-5-2019 0:37:55 PDT
Buy It Now for only: $19.50
|
Sidr/ Sedr, Jujube tree leaves , Ziziphus spina / Ruqyah , Roqya,/ 100g


$0.99 (0 Bids)
End Date: Tuesday Sep-24-2019 18:32:28 PDT
|
1697 HISTORY OF MARGUERITE VALOIS, Queen of Navarre


$17.49
End Date: Sunday Oct-13-2019 6:26:33 PDT
Buy It Now for only: $17.49
|
Narcotics Anonymous NA Blue Gold 1 Year Recovery Medallion Coin Chip Token


$4.99
End Date: Friday Oct-11-2019 19:23:15 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 1 Year Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$25.00
End Date: Saturday Sep-28-2019 17:53:58 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
Search Philosophy All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
«Ваш Магазин» Философия. Научная литература. Книги по философии.
 История политической экономии в Европе с древнейшего до настоящего времени. От XVIII до первой трети XIX века. Том 2История политической экономии в Европе с древнейшего до настоящего времени. От XVIII до первой трети XIX века. Том 2, 2012 г.
Бланки Ж.А.

Вниманию читателей предлагается фундаментальный труд известного французского экономиста Жерома Адольфа Бланки, содержащий изложение истории политической экономии в Европе с древнейших времен до начала XIX века. Настоящее издание представляет собой второй том книги, в котором...
Цена: 579 руб.
 Образцы безоглядной волиОбразцы безоглядной воли, 2018 г.
Сонтаг Сьюзен

«Образцы безоглядной воли» (1969) — сборник эссе, в котором Сьюзен Сонтаг расширяет границы исследования, предпринятого в ее знаменитой книге «Против интерпретации» (1966). В настоящий сборник вошли тексты об искусстве, литературе, кино и политике, по праву считающиеся...
Цена: 645 руб.
 Становление метода научного исследования К. Маркса. Логический аспект. Выпуск №140Становление метода научного исследования К. Маркса. Логический аспект. Выпуск №140, 2017 г.
Вазюлин В.А.

Изучение категориального строя процесса научного исследования имеет особое значение в связи с потребностями научно-технической революции и необходимостью познания самих законов научного исследования с целью повышения эффективности научных разработок. Цель данной работы ее автор видит в...
Цена: 753 руб.
 Идеи нравственного воспитания в рациональной этике Иммануила КантаИдеи нравственного воспитания в рациональной этике Иммануила Канта, 2019 г.
Шачина А.Ю.

Автор монографии берет на себя ответственность популяризировать философско-педагогические идеи И. Канта: монография адресована в первую очередь педагогам, студентам, аспирантам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами воспитания и...
Цена: 509 руб.
 Философия житейской мудростиФилософия житейской мудрости, 2017 г.
Шопенгауэр Артур

Артур Шопенгауэр - один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Произведенный Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Ницше, Вагнера,...
Цена: 324 руб.
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования