Энциклопедия философии онлайн
ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих

(1772-1829) – немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал «Атенеум». Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и «томление по бесконечному» предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества. «Пока не найдена единственно истинная система.., систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины». Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как «золотым веком» единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти «эстетическая революция», очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к «объективной красоте» и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции – создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия «поэзия», «классическое», «романтическое» и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой «величие индивидуальности» превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий «ирония», «рефлексия», «цинизм», «либеральность», «игра», «остроумие». Центральным в этом списке является понятие иронии (см. Ирония, Романтизм). Ирония как форма «указания на бесконечность» является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония – не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. «Иронична» природа мира, и потому звания иро-ника достоин лишь тот человек, «…внутри которого возросло и созрело мироздание». Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе – «трансцендентальной поэзии», где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это «соединение двух абсолютов – абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности». Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как «сотворчество», ибо человек – это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шле-гелевской трактовке любви как «жизни жизни», как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. «Хаос и эрос – лучшее объяснение романтического». Но любовь – не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. «всякое конечное я – это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой». Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие «чувство» как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (1829) и «Философии языка и слова» (1830). По Ш., «эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью… Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм… недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права…». В целом, философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: «романтизм – падавшее христианство» и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

И.М. Наливайко



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 462
БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ
ГАРОДИ Garaudy Роже 1913 французский философ персоналистского марксизма
Апарокша Анубхути Шри Шанкарачарья
Аскетизм Олкотт
СОБОРНОСТЬ
Предистория
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич 1871-1944 русский религиозный философ
АНАРХИЯ
ГУССЕРЛЬ Husserl Эдмунд 1859-1938 немецкий философ, основатель феноменологии
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$12.00
End Date: Wednesday Oct-9-2019 10:11:25 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
LOT OF THREE OLD BOOKS


$5.50 (2 Bids)
End Date: Tuesday Sep-24-2019 18:32:28 PDT
|
1697 HISTORY OF MARGUERITE VALOIS, Queen of Navarre


$15.00
End Date: Monday Oct-14-2019 11:12:56 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Rosario Santa Muerte Holy Death Rosary Grim Reaper Made in Mexico Wood


$19.50
End Date: Saturday Oct-5-2019 0:37:55 PDT
Buy It Now for only: $19.50
|
Sidr/ Sedr, Jujube tree leaves , Ziziphus spina / Ruqyah , Roqya,/ 100g


$4.99
End Date: Tuesday Oct-1-2019 10:16:36 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 6 Month Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$4.99
End Date: Friday Oct-11-2019 19:23:15 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Alcoholics Anonymous AA 1 Year Bronze Medallion Token Coin Chip Sobriety Sober


$0.99
End Date: Friday Sep-20-2019 22:16:15 PDT
Buy It Now for only: $0.99
|
Search Philosophy All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
«Ваш Магазин» Философия. Научная литература. Книги по философии.
 Нравственные письма к ЛуцилиюНравственные письма к Луцилию, 2018 г.
Сенека Луций Анней, Орлова Юлия Леонидовна

"Нравственные письма к Луцилию" — один из итоговых трудов выдающегося древнеримского философа Луция Аннея Сенеки. Книга представляет собой свод морально-этических норм, уроки совершенствования души, изложенные в форме писем к другу и ученику Луцилию. В данном издании...
Цена: 130 руб.
 Почему я не христианинПочему я не христианин, 2019 г.
Рассел Б.

Бертран Рассел (1872-1970) – лауреат Нобелевской премии по литературе, математик, общественный деятель и один из величайших философов ХХ века, автор знаменитых работ "Проблемы философии", "Человеческое познание: его сфера и границы", "Азбука относительности",...
Цена: 328 руб.
 Противоречие смерти подобно... Философский очерк о логическом противоречииПротиворечие смерти подобно... Философский очерк о логическом противоречии, 2017 г.
Ивин А.А.

Проблемы современной логики рассматриваются с точки зрения одной из центральных ее категорий – понятия логического противоречия. Анализируются многообразные функции логического противоречия в процессах коммуникации. Дается обзор возможных истолкований логического противоречия в логике....
Цена: 239 руб.
 Афоризмы мудрости. Лунь юйАфоризмы мудрости. Лунь юй, 2013 г.
Конфуций

Книга познакомит с жизнью и деятельностью великого китайского философа Конфуция и его учением, изложенного в «Лунь юе». «Лунь юй» содержит афоризмы мудрости, касающиеся всех аспектов жизни человека. Книга «Конфуций. Афоризмы мудрости. Лунь юй» предназначена для читателей, интересующихся...
Цена: 6 468 руб.
 Пора возвратиться домой! Становление капитализма в России как история "экономических провалов". По воспоминаниям русского промышленника и купца Василия Александровича КокореваПора возвратиться домой! Становление капитализма в России как история "экономических провалов". По воспоминаниям русского промышленника и купца Василия Александровича Кокорева, 2017 г.
Катасонов Валентин Юрьевич, Бойко Н.

Василий Александрович Кокорев — крупнейший российский предприниматель, экономист, банкир, меценат, коллекционер, общественный деятель и публицист XIX века. Современники называли его «русским чудом».
Кокорев очень много сделал для развития русской промышленности, торговли, просвещения....
Цена: 653 руб.
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования