Энциклопедия философии онлайн
ЭКО (Есо) Умберто

ЭКО (Есо) Умберто

(р. 1932) – итальянский семиотик, философ, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик. Генеральный секретарь Международной Ассоциации по семиотическим исследованиям, профессор семиотики Болонского университета. Основные философские сочинения: «Трактат по общей семиотике» (1975), «Проблема эстетического у Св. Фомы» (1956), «Семиотика и философия языка» (1984), «Путешествия в гиперреальности» (1987), «Пределы Интерпретации» (1990), «Поиск совершенного языка» (1995) и др. Исходные позиции методологии Э. вызревали вне знакового подхода к анализу культуры и лишь впоследствии были переведены на язык семиотики. В докторской диссертации (1956), посвященной эстетике Фомы Аквинского, Э. трактовал средневековую эстетику как философию космического порядка и усматривал в ней истоки западноевропейского рационализма, его упорядочивающее, иерархизирующее начало. Главным направлением развития западной мысли Э. считает переход от моделей рационального порядка, выраженного наиболее ясно в «Сумме теологии» Фомы Аквинского, к ощущению хаоса и кризиса, которое преобладает в современном опыте мира. К такому выводу Э. пришел, анализируя модернистскую поэтику Дж. Джойса и эстетику авангарда в целом, в которых разрушается классический образ мира, но «не на вещах, а в и на языке». Даже учитывая динамичную природу западной культуры, ее желание интерпретировать и апробировать оригинальные гипотезы, Э. не сомневается в том, что культура находится в состоянии кризиса: «порядок слов больше не соответствует порядку вещей», система коммуникаций, имеющаяся в нашем распоряжении, чужда исторической ситуации, кризис репрезентации очевиден. В 60-е, апологизируя авангард, исследуя роль и значение mass media в современном обществе, Э. видит выход в изобретении новых формальных структур, которые могут отразить ситуацию и стать ее новой моделью. Э. предлагает условную лабораторную модель «открытого произведения» – «трансцендентальную схему», фиксирующую двусмысленность нашего бытия в мире. Понятие «открытое произведение» прочно вошло в современное литературоведение, оно предвосхитило идею множественности в искусстве, постструктуралистский интерес к читателю, тексту, интерпретации. Поскольку способ, которым структурированы художественные формы отражает способ, которым наука и современная культура воспринимают реальность, постольку модель «открытого произведения» должна отражать смену парадигмы, утверждать ранее не существовавший код; так как информация прямо пропорциональна энтропии, а установление жесткого кода, единственного порядка ограничивает получение информации, то Беспорядок даже полезен (тем более, что таковым он выступает по отношению к исходной организации, а по отношению к параметрам нового дискурса – как порядок). Открытое произведение элиминирует возможность однозначного декодирования, открывает текст множественности интерпретаций, меняет акценты во взаимоотношениях текстуальных стратегий – автора и читателя. В конце 60-х Э. существенно пересматривает свои взгляды: крах авангардистского проекта, знакомство со структурализмом и теорией Пирса обусловили его переход к семиотической проблематике. Фундаментальная методологическая установка Э. на смещенную, уклончивую природу нашего знания о реальности, признание методологического, а не онтологического характера теории и гипотетической сущности структур, в отличие от общей структуралистской установки («подлинная структура неизменно отсутствует»), определяют своеобразие его семиотики и характерной для него терминологии. Идея бесконечной интерпретации трансформируется в идею неограниченного се-миозиса как основы существования культуры, интерпрета-тивный цикл означает возрастание энциклопедии (потенциальный резервуар информации и регулятивная семиотическая гипотеза). Энтропии, согласно Э., удается избежать по той причине, что язык – это организация, лишенная возможности порядка, однако допускающая смену кодов (тем более, что коды рождаются на основе договора, утверждаются и канонизируются данным социумом), выдвижение новых гипотез и их включение в систему культурных установлений. Отношения «означаемое – означающее» (структура знака по Соссюру) представляются ему независимыми от референта. Семиотика Э. интересуется лишь замкнутым пространством культуры, в котором господствует Символическое («знаки – единственные ориентиры в этом мире»), порождающее смыслы и оперирующее ими без обращения непосредственно к физической реальности. Проблема разграничения семиотики и философии языка трактуется Э. как соотношение частной и общей семиотики. Специальная семиотика – это «грамматика» отдельной знаковой системы, а общая семиотика изучает целостность человеческой означивающей деятельности. Если семиотические интересы Э. располагаются между семиотикой знака (Пирс) и семиотикой языка (Соссюр), то его философские взгляды связаны прежде всего с постструктуралистской и постмодернистской версиями культуры. Э. создает семиотический вариант деконструкции, которому присущи представления о равноправном существовании Хаоса и Порядка («эстетика Хаосмоса»), идеал нестабильности, нежесткости, плюрализма. Э. солидаризируется с постструктуралистами в вопросе о предназначении семиологии: ее объект – язык, над которым уже работает власть. Семиотика должна обнажить механизм «сделанности» культуры, явиться инструментом демистификации и деидеологизации, эксплицировать правила «кодового переключения» в культуре. Э. интересует принципиальная возможность единого (но не унифицированного) семиотического подхода ко всем феноменам сигнификации и/или коммуникации, возможность выявления логики культуры посредством различных означивающих практик, которые могут быть частью общей семиотики культуры. См. также: Лабиринт.



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 407
Проблема метафизики (после Бытия и времени)
Феноменология и онтология
ДЮРИНГ During Евгений 1833-1921 немецкий философ и экономист, профессор механики
Ранняя патристика (II-III вв.)
СЕМЬЯ
ГВАРДИНИ Guardini Романо 1885-1968 немецкий католический философ и теолог
СКОТИЗМ
Сердце, сила, Лучшие мысли
АТМАН
Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Mini Shrunken Head

$13.00
End Date: Monday Jul-1-2019 16:26:57 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
ILDE 7 Potencias 7 African Powers Idde Bracelet Orishas Pulcera

$11.99
End Date: Thursday Jun-20-2019 0:42:27 PDT
Buy It Now for only: $11.99
|
HAMSA HAND CAR CHARM Rearview Mirror Dangler Healing Evil Eye Protection Luck

$2.13
End Date: Saturday Jun-22-2019 17:29:04 PDT
Buy It Now for only: $2.13
|
Cross One Day At A Time Bronze Medallion Serenity Prayer Sobriety Chip AA NA

$6.50 (5 Bids)
End Date: Friday Jun-21-2019 16:37:12 PDT
|
1774 BREVIARIUM CLAROMENTENSE

$4.88
End Date: Monday Jul-1-2019 5:58:39 PDT
Buy It Now for only: $4.88
|
Narcotics Anonymous NA 1 Year Clean Bronze Medallion Recovery Coin Chip Token

$75.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jun-16-2019 18:41:15 PDT
|
Aleister Crowley Thelema OTO Miscellany - Talisman, Medals, Stele, Jewelry, etc.

$9.95
End Date: Monday Jun-17-2019 22:47:53 PDT
Buy It Now for only: $9.95
|
Santa Muerte at Chapel of Bones. Free altar advice included! Nina Blanca, occult

$19.99
End Date: Friday Jul-5-2019 17:44:19 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
NARCOTICS ANONYMOUS NA KEY TAG Ring Recovery Just For Today 9 LOT English

$5.13 (2 Bids)
End Date: Tuesday Jun-25-2019 17:14:23 PDT
|
1741 CONFESSIONS by Saint Augustine

$7.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Jun-16-2019 19:00:27 PDT
Buy It Now for only: $12.99
| |
Father Lasance Prayer Book--The Catholic Girl's Guide 1934 (Bible, Missal)

$55.00
End Date: Saturday Jul-13-2019 10:40:54 PDT
Buy It Now for only: $55.00
|
Genuine Agarwood Aloeswood Oud Malaysia Spiritual Protection Wood Talisman

$12.00
End Date: Tuesday Jul-9-2019 1:53:25 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования