Энциклопедия философии онлайн
ЭРН Владимир Францевич

ЭРН Владимир Францевич

(1882-1917) – русский философ и публицист. Изучал философию в Московском университете, где был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже доцент и профессор этого университета. В 1905 стал одним из руководителей (вместе с В.П. Свенцицким) «Христианского братства борьбы», ориентировавшегося на русский вариант христианского социализма и ставившего задачей подготовку церковной реформы. В 1906 участвует в основании Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, а в 1907 – в создании при нем Вольного богословского факультета. С 1910 входит в редакцию книгоиздательства «Путь». В 1914 защитил магистерскую («Розмини и его теория знания. Исследования по истории итальянской философии 19 столетия»), а в 1916 – докторскую («Философия Джоберти») диссертации. С 1916 – член Московского психологического общества. Круг общения – Флоренский, Вяч. Иванов, Булгаков, А. Белый и др. Своими непосредственными учителями называл С.Н. Трубецкого и Лопатина. Испытал влияние Достоевского и В. Соловьева. Взгляды Э. во многом формировались через постоянное оппонирование журналу «Логос» (Степун, Гессен, Яковенко), а также в полемике с Франком. Основные сочинения: «Взыскующим Града» (1906, совм. с В.П. Свенцицким); «Социализм и общее мировоззрение» (1907); «Борьба за Логос» (1911); «Меч и крест» (1915); «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (1915); «Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений» (1917; первая часть работы о Платоне, не завершенной из-за ранней смерти Э.) и др. Исходя из позиций онтологизма, Э. стремился предложить новое понимание философского разума, поставленного под сомнение крушением мифа просветительского рационализма и окончанием «эпохи отвлеченных начал в философии» (Соловьев). Необходимо, считает Э., оправдать «веру отцов». Это требует переформулировки задач самой философии. В ней следует различать «технику» (ориентированность на сравнение, объективность) и «метод», т.е. способ видения, ее наличные интуиции, придающие ей «коренную субъективность». Это не что иное, как метафизика или определенная система верований. Следовательно, философия принципиально не может быть построена как наука, к чему стремились неокантианцы. Философия должна стремиться не к научности, а к объективности. Исходя из этих предпосылок, Э. развертывает тотальную критику новоевропейского самоопределения разума как «рацио», основанного на постулатах Декарта и концептуально закрепленного Кантом, Гегелем и неокантианством. В представления о «рацио» заложена идея рассудочного, проницаемого для самого себя «бестелесного я», трансцендентального субъекта как абсолютной инстанции полагания и видения, остающегося неизменным в процессе познания. Субъект в такой философии неизбежно усреднен и абстрактен, отделен от индивидуальных особенностей живой личности и иных практик, кроме познавательной деятельности. Э. на конкретном историческом и философском материале показывает, что средневековье не знало такого представления о рацио, что последнее гипертрофировано философией Нового времени (исключение сделано для Шеллинга). Абстрагирование познающего субъекта от «тела» (индивида, социума, космоса) приводит к опредмечиванию бытия в категориях «вещи», превращению его в объект насилия со стороны познающего субъекта. В результате и сам человек теряет свою сущность и опредмечивается. Рационализму Э. противопоставляет логизм как учение о божественном Логосе – источнике бытия и мышления. Истоки логизма – онтология Парменида и Платона, развитая стоиками и неоплатониками, продолженная отцами и учителями церкви. Наряду с рационализмом Э. рассматривает еще две черты, свойственные философии Нового времени и приведшие ее к глубочайшему кризису. Это ее «меонизм» или «не сущностность», в силу омертвления Логоса в рацио, выражающаяся в систематической дереализации познавательной деятельности (от берклианства через юмианство к феноменологии). Ему противостоит онтологизм философии Логоса, понимающий истину не как соответствие порядка идей порядку вещей, а как динамическое осознание субъектом своего бытия-в-Истине. Не философ устанавливает истину, а Логос (Истина) делает возможным философское мышление, давая в себе место самовозрастающей мысли. Философ может лишь свидетельствовать Истине и исповедовать ее. Субъект в логизме противостоит не «вещи», а человеку, осознающему себя в Логосе, преодолевающему разрыв мысли и сущего. Истину (Логос) невозможно принять в себя, но можно и должно жить бытием в Логосе, т.е. бытием в Истине. Логос – посредствующее в творении личностное начало, форма форм, целокупность смыслов, единство постигающего и постигаемого. Он дан человеку, его сознанию в трех проявлениях: 1) как космический (через эстетическое переживание в естественных религиях и искусстве), 2) как божественный (в христианстве – подвиге «просветления воли» – как второе Лицо Троицы), 3) как дискурсивно-логический (в философии). Поэтому философия рассудочна (дискурсивна) лишь по форме, по содержанию же она синтетична и призвана приводить к единству теоретической мысли все данные человеческого опыта. Таким образом, логизм строит динамичную теорию познания, в которой ее ступени соответствуют напряжению воли субъекта, степени его устремленности к Истине (лестница Богопознания), и противопоставляет ее традиционной европейской модели. Наконец, еще один коренной порок философии Нового времени, также обусловленный ее акцентом на рацио, – имперсонализм. Личностное начало для нее не существует, оно иррационально. Рациональное мыслится вне категории личности, господство «вещи» приводит к утрате «свободы». Логизм же, признавая тезис о том, что философское знание возможно лишь как укорененное в трансцендентном божественном Разуме, настаивает на том, что последний одновременно имманентен всему и пронизывает сущее своими творческими энтелехиями-энергиями. В философе философствует нечто сверхличное, но мысль получает свое истинное бытие не от некоей внешней ей данности (как «чистое восприятие» или «факт научного знания»), а в осознании субъектом своей сверх-фактической, сверхпсихологической, сверх-человеческой природы. В логизме «Бог – Личность, Вселенная – Личность, Церковь – Личность, Человек – Личность». В тайне своего бытия человек постигает модус существования Бога и мира. В европейской культуре противостоят друг другу, согласно Э., не столько Восток и Запад, сколько два различных начала: объективно-божественный Логос и субъективно-человеческий разум, редуцированный к рассудку; онтологизм и меонизм; персонализм и имперсонализм; «органичность», целостность, направленность «внутрь» и «критичность», системность, направленность «во вне». В православии Э. подчеркиваются прежде всего черты вселенского христианства, а не его специфичность. Отсюда и тезис Э. о «диалектичности» русской философии (в ней встречаются противоположные начала). Суть русской философии трактуется Э. как логизм под «реактивом» рацио. Этим объясняется интерес Э. к фигуре Сковороды, в философии которого он не обнаруживает «немецкого влияния», но в то же время находит все три существеннейшие черты русской философии. Это: 1) ее онтологизм (как логическая ориентация на «бытие в Истине», а не на познание истины), 2) ее существенная религиозность (заданная взаимосвязанностью божественного и дискурсивно-логического Логосов), 3) ее персонализм (философ осуществляет «метафизический эксперимент», не только «пишет», но и «переживает»). Отсюда осознание Россией себя «новой Элладой», наследницей антично-христианского логизма».



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 496
Кант: теория познания, этика
Сахаджа-йога, сибирское благотворительное общество
ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА
ФАШИЗМ, национал-социализм
Односторонность, окружающее, Лучшие мысли
Правосудие, предание, Лучшие мысли
Сторонники и противники петровской вестернизации
КОЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж
Здравый, зло, Лучшие мысли
Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jesus Malverde Collar Necklace Sinaloa Narco saint Narcosanto Mexico

$2.75
End Date: Wednesday Apr-3-2019 17:41:11 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$6.32
End Date: Friday Mar-29-2019 10:42:49 PDT
Buy It Now for only: $6.32
|
Mini Shrunken Head

$19.99 (1 Bid)
End Date: Thursday Mar-21-2019 17:01:25 PDT
|
Vtg 1914 Wehman Bros HC Edition THE GREATER KEY of SOLOMON de Laurence MATHERS

$13.99
End Date: Tuesday Apr-2-2019 12:32:19 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
NEW GRAN TAROT DE LOS ANGELES CON 78 ARCANOS CON INSTRUCCIONES A COLOR INCLUIDAS

$33.00
End Date: Monday Apr-15-2019 17:18:16 PDT
Buy It Now for only: $33.00
|
Bhagwan Shree Rajneesh Mala Necklace Rajneeshpuram Osho Wild Wild Country Oregon

$39.99
End Date: Sunday Apr-14-2019 19:29:38 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
 Rajneeshpuram Wild Country Mala Necklace Bhagwan Rajneesh Oregon Osho 

$24.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-24-2019 18:54:28 PDT
|
BEAUTIFUL DEVA FACE, BLACK POTTERY SPIRIT RATTLE HANDMADE RAKU ART BY NAN EMMETT

$26.30
End Date: Thursday Apr-4-2019 12:23:52 PDT
Buy It Now for only: $26.30
|
ORIGINAL OSHO Bhagavan Rajneesh Mala for Meditation -Natural Wood

$13.00
End Date: Wednesday Mar-27-2019 14:28:29 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
Orisha Elegua Bracelet Eleggua Pulsera Siete Potencias Africana 7 African Powers

$50.00
End Date: Monday Apr-15-2019 17:23:55 PDT
Buy It Now for only: $50.00
|
SOPERA DORADA PARA OSHUN GOLD SOUP TUREEN FOR OCHUN ORISHA YORUBA SOPERAS

$69.99
End Date: Friday Apr-12-2019 19:12:38 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
VIRGIN MARY BLESS MOTHER CONCRETE STATUE MADONNA GARDEN

$5.99 (0 Bids)
End Date: Thursday Mar-21-2019 18:52:38 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Люк Ферри Краткая история мысли
Краткая история мысли
Люк Ферри, известный французский философ, публицист и политик (министр по делам молодежи, образования и науки в 2002-2004 годах), адресует свою новую книгу всем, кто, не занимаясь философией профессионально, хотел бы иметь о ней представление, выходящее за рамки простого перечисления имен мыслителей и названий их теорий. Выделяя в истории западной мысли четыре основные вехи - античный стоицизм, рационализм Нового времени, философию Ницше и постмодернизм, - Ферри показывает, как все они, уточняя и развивая идеи друг друга, решают ключевые для человечества проблемы познания, морали и спасения. Будучи кратким, доступным любому читателю и вместе с тем достаточно углубленным введением в философию, книга также является последовательным изложением взгляда автора на современное состояние мысли.
"Это очень актуальная книга. Люк Ферри реабилитирует вопрос античных философов "Как жить?" будто наша жизнь зависит от ответа... Читатель сам разъяснит собственный опыт и расширит свои горизонты".
Мютью Б. Кроуфорд

"Это великолепное пособие для начинающих доказывает, что философия сосредоточила в себе жизнь".
Publishers Weekly

 "Занимательная и доступная работа... убедительное доказательство бессмертной значимости философии".
Journal of French and Francophone Philosophy
...

Цена:
425 руб

Бенедикт Спиноза О Боге, человеке и его счастье
О Боге, человеке и его счастье
Бенедикт Спиноза — один из величайших философов-рационалистов. Его сочинения составляют эпоху в истории европейской мысли, и их изучение стало необходимым моментов всех учебных курсов по метафизике. Характерной черной Спинозы является строгая последовательность мысли и четкая организация текста. Идеи Спинозы, особенно его центрального произведения, «Этики», оказали значительное влияние на культуру. В настоящее издание вошли два знаменитых сочинения Спинозы — «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» и «Богословско-политический трактат», которые, наряду с «Этикой», занимают центральное место в наследии философа....

Цена:
141 руб

Квентин Мейясу Число и сирена
Число и сирена

«Число и сирена» - вторая книга одного из самых заметных современных философов. Она существует сразу на нескольких территориях: философия, литературоведение и даже детективная драма, преподносящая в финале удивительную разгадку.

В «Числе и сирене» Мейясу обращается к знаменитой поэме «Бросок костей» Стефана Малларме и в поисках «числа не способного стать другим» предпринимает попытку расшифровки поэтического текста. Полученный им код становится ключом к пониманию поэзии и религии современности.

Издание «Числа и сирены» включает в себя оригинальный текст поэмы Малларме, а также перевод поэта Кирилла Корчагина, сделанный в 2014 году для первого выпуска журнала «Носорог».


...

Цена:
609 руб

Иван Ильин О русском национализме
О русском национализме
Данное издание приурочено к возвращению в Россию архива великого русского философа И.А.Ильина, состоявшегося в рамках Акции примирения и согласия, инициированной Президентом Российской Федерации и осуществленной при непосредственном участии Российского Фонда Культуры.
Представленные здесь провидческие работы философа, написанные более полувека тому назад, посвящены важнейшим и до сих пор не решенным проблемам современной жизни России - государственному устройству, национализму и формированию национальной идеи, без которой невозможно существование любого народа....

Цена:
195 руб

Мишель Фуко Археология знания L'Archeologie du savoir
Археология знания
Книга выдающегося французского философа Мишеля Фуко "Археология знания" занимает в его наследии особое место. Изданная в 1969 году, она выражает изменившееся мироощущение французского интеллектуала после "майской революции", а если говорить о личной истории Фуко, - завершает "археологическую эпоху" его творчества и открывает новое направление исследований. В этой работе Фуко пытается ответить на следующие вопросы: какой тип феноменов может стать объектом дискурса истины? кто может занять позицию говорящего субъекта? каким образом возникают новые совокупности элементов, которые мы называем "научными теориями"? Фуко не создает здесь очередной вариант "истории идей", а стремится исследовать те соответствия, которые существуют между различными речевыми практиками и "внеязыковыми структурами повседневности", то есть экономическими, социальными и политическими условиями производства самого знания.
Во втором издании устранены некоторые неточности перевода, добавлен словарь личных имен.

Книга адресована всем, кто интересуется современной философией....

Цена:
615 руб

Ямомото Цунэтомо Хагакурэ. Сокрытое в листве. Кодекс чести Самурая
Хагакурэ. Сокрытое в листве. Кодекс чести Самурая
"Хагакурэ" - наиболее авторитетный трактат, посвященный бусидо - кодексу чести самурая. Так называли в древней Японии свод правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев - воинского сословия, определяющего историю своей страны на протяжении столетий. Чистота и ясность языка, глубина мысли и предельная искренность переживаний характеризуют произведение Ямамото Цунэтомо - великого самурая, пытавшегося по-своему ответить на вопрос: "Как мы живем? Как мы умираем?"...

Цена:
407 руб

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Философия духа
Философия духа
Труды немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) стали вершиной немецкой классической философии. Именно Гегелю удалось при помощи разработанного им диалектического метода придать учению, названному впоследствии идеализмом, вид законченной, глубоко продуманной философской системы. "Философия духа" - заключительное произведение, вошедшее в гегелевскую фундаментальную "Энциклопедию философских наук". В этой необычайно сложной работе Гегель сформулировал важнейшую в современном мире идею свободы. Объединив в едином учении этику, теорию государственного управления и религию, Гегель сумел найти в своей системе место для логического и природного, человеческого и божественного. Гегелевская философия породила мощное движение последователей - гегельянство, а из полемики с его учением выросли самые влиятельные философские течения новейшего времени: марксизм, позитивизм, экзистенциализм....

Цена:
107 руб

Сэм Харрис Ложь. Почему говорить правду всегда лучше
Ложь. Почему говорить правду всегда лучше
Ложь - удивительный феномен. Это прекрасный многофункциональный инструмент, владея которым можно избежать неприятностей, сохранить добрые отношения с близкими, выглядеть лучше в глазах окружающих. Причем успешно обманывать можно как других, так и себя. Так разве лгать плохо? Известный американский писатель, ученый и популяризатор науки Сэм Харрис препарирует знаменитый «несмертный» грех под микроскопом, выявляя его негативные стороны, и при помощи многочисленных примеров доказывает нам: ложь, даже самая маленькая, - оружие страшной разрушительной силы. Под его ударами не устоят ни авторитет, ни многолетняя дружба, ни прочные отношения. Вы сами не заметите, как, увлекшись враньем, не сможете обходиться без него и потеряете самое дорогое - доверие близких. Автор учит нас не попадаться лжи на крючок и убеждает, что открыто говорить правду гораздо выгоднее даже в самых сложных ситуациях....

Цена:
406 руб

Айн Рэнд Добродетель эгоизма The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism
Добродетель эгоизма
Айн Рэнд - наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров - "Атлант расправил плечи", "Источник", "Гимн" и др.

Книга "Добродетель эгоизма" представляет собой сборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы и объединенных одной темой - защитой концепции "разумного эгоизма" как этической основы свободного капиталистического общества.
Автор на редкость живо и убедительно доказывает, что только в рамках системы, которая ставит во главу угла права личности и разум, люди могут свободно развиваться и обретать счастье, не оказываясь порабощенными диктаторами, государством и другими людьми. А значит - только такую систему можно признать нравственной и соответствующей человеческой природе....

Цена:
198 руб

Ж. Ф. Лиотар Либидинальная экономика
Либидинальная экономика
Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998) принадлежит к числу крупнейших французских философов ХХ века. "Либидинальная экономика" (1974) - одна из трех "больших" книг философа, в которой он, реагируя на недостаточную, на его взгляд, критику капитализма в злободневном философском бестселлере "Анти-Эдип" Делёза - Гваттари, предпринимает не столько критику, сколько радикальную деконструкцию не только капитализма, но и всех его критик, начиная с Маркса и кончая Бодрийяром, и вообще любой экономики, в том числе фрейдовской или лакановской, кроме прокламируемой им экономики либидинальных интенсивностей. Оставшаяся во многом непонятой современниками, "Либидинальная экономика" обрела в начале XXI века новое прочтение в трудах в основном англоязычных исследователей и мыслителей....

Цена:
645 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования