Энциклопедия философии онлайн
ЭРН Владимир Францевич

ЭРН Владимир Францевич

(1882-1917) – русский философ и публицист. Изучал философию в Московском университете, где был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже доцент и профессор этого университета. В 1905 стал одним из руководителей (вместе с В.П. Свенцицким) «Христианского братства борьбы», ориентировавшегося на русский вариант христианского социализма и ставившего задачей подготовку церковной реформы. В 1906 участвует в основании Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, а в 1907 – в создании при нем Вольного богословского факультета. С 1910 входит в редакцию книгоиздательства «Путь». В 1914 защитил магистерскую («Розмини и его теория знания. Исследования по истории итальянской философии 19 столетия»), а в 1916 – докторскую («Философия Джоберти») диссертации. С 1916 – член Московского психологического общества. Круг общения – Флоренский, Вяч. Иванов, Булгаков, А. Белый и др. Своими непосредственными учителями называл С.Н. Трубецкого и Лопатина. Испытал влияние Достоевского и В. Соловьева. Взгляды Э. во многом формировались через постоянное оппонирование журналу «Логос» (Степун, Гессен, Яковенко), а также в полемике с Франком. Основные сочинения: «Взыскующим Града» (1906, совм. с В.П. Свенцицким); «Социализм и общее мировоззрение» (1907); «Борьба за Логос» (1911); «Меч и крест» (1915); «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (1915); «Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений» (1917; первая часть работы о Платоне, не завершенной из-за ранней смерти Э.) и др. Исходя из позиций онтологизма, Э. стремился предложить новое понимание философского разума, поставленного под сомнение крушением мифа просветительского рационализма и окончанием «эпохи отвлеченных начал в философии» (Соловьев). Необходимо, считает Э., оправдать «веру отцов». Это требует переформулировки задач самой философии. В ней следует различать «технику» (ориентированность на сравнение, объективность) и «метод», т.е. способ видения, ее наличные интуиции, придающие ей «коренную субъективность». Это не что иное, как метафизика или определенная система верований. Следовательно, философия принципиально не может быть построена как наука, к чему стремились неокантианцы. Философия должна стремиться не к научности, а к объективности. Исходя из этих предпосылок, Э. развертывает тотальную критику новоевропейского самоопределения разума как «рацио», основанного на постулатах Декарта и концептуально закрепленного Кантом, Гегелем и неокантианством. В представления о «рацио» заложена идея рассудочного, проницаемого для самого себя «бестелесного я», трансцендентального субъекта как абсолютной инстанции полагания и видения, остающегося неизменным в процессе познания. Субъект в такой философии неизбежно усреднен и абстрактен, отделен от индивидуальных особенностей живой личности и иных практик, кроме познавательной деятельности. Э. на конкретном историческом и философском материале показывает, что средневековье не знало такого представления о рацио, что последнее гипертрофировано философией Нового времени (исключение сделано для Шеллинга). Абстрагирование познающего субъекта от «тела» (индивида, социума, космоса) приводит к опредмечиванию бытия в категориях «вещи», превращению его в объект насилия со стороны познающего субъекта. В результате и сам человек теряет свою сущность и опредмечивается. Рационализму Э. противопоставляет логизм как учение о божественном Логосе – источнике бытия и мышления. Истоки логизма – онтология Парменида и Платона, развитая стоиками и неоплатониками, продолженная отцами и учителями церкви. Наряду с рационализмом Э. рассматривает еще две черты, свойственные философии Нового времени и приведшие ее к глубочайшему кризису. Это ее «меонизм» или «не сущностность», в силу омертвления Логоса в рацио, выражающаяся в систематической дереализации познавательной деятельности (от берклианства через юмианство к феноменологии). Ему противостоит онтологизм философии Логоса, понимающий истину не как соответствие порядка идей порядку вещей, а как динамическое осознание субъектом своего бытия-в-Истине. Не философ устанавливает истину, а Логос (Истина) делает возможным философское мышление, давая в себе место самовозрастающей мысли. Философ может лишь свидетельствовать Истине и исповедовать ее. Субъект в логизме противостоит не «вещи», а человеку, осознающему себя в Логосе, преодолевающему разрыв мысли и сущего. Истину (Логос) невозможно принять в себя, но можно и должно жить бытием в Логосе, т.е. бытием в Истине. Логос – посредствующее в творении личностное начало, форма форм, целокупность смыслов, единство постигающего и постигаемого. Он дан человеку, его сознанию в трех проявлениях: 1) как космический (через эстетическое переживание в естественных религиях и искусстве), 2) как божественный (в христианстве – подвиге «просветления воли» – как второе Лицо Троицы), 3) как дискурсивно-логический (в философии). Поэтому философия рассудочна (дискурсивна) лишь по форме, по содержанию же она синтетична и призвана приводить к единству теоретической мысли все данные человеческого опыта. Таким образом, логизм строит динамичную теорию познания, в которой ее ступени соответствуют напряжению воли субъекта, степени его устремленности к Истине (лестница Богопознания), и противопоставляет ее традиционной европейской модели. Наконец, еще один коренной порок философии Нового времени, также обусловленный ее акцентом на рацио, – имперсонализм. Личностное начало для нее не существует, оно иррационально. Рациональное мыслится вне категории личности, господство «вещи» приводит к утрате «свободы». Логизм же, признавая тезис о том, что философское знание возможно лишь как укорененное в трансцендентном божественном Разуме, настаивает на том, что последний одновременно имманентен всему и пронизывает сущее своими творческими энтелехиями-энергиями. В философе философствует нечто сверхличное, но мысль получает свое истинное бытие не от некоей внешней ей данности (как «чистое восприятие» или «факт научного знания»), а в осознании субъектом своей сверх-фактической, сверхпсихологической, сверх-человеческой природы. В логизме «Бог – Личность, Вселенная – Личность, Церковь – Личность, Человек – Личность». В тайне своего бытия человек постигает модус существования Бога и мира. В европейской культуре противостоят друг другу, согласно Э., не столько Восток и Запад, сколько два различных начала: объективно-божественный Логос и субъективно-человеческий разум, редуцированный к рассудку; онтологизм и меонизм; персонализм и имперсонализм; «органичность», целостность, направленность «внутрь» и «критичность», системность, направленность «во вне». В православии Э. подчеркиваются прежде всего черты вселенского христианства, а не его специфичность. Отсюда и тезис Э. о «диалектичности» русской философии (в ней встречаются противоположные начала). Суть русской философии трактуется Э. как логизм под «реактивом» рацио. Этим объясняется интерес Э. к фигуре Сковороды, в философии которого он не обнаруживает «немецкого влияния», но в то же время находит все три существеннейшие черты русской философии. Это: 1) ее онтологизм (как логическая ориентация на «бытие в Истине», а не на познание истины), 2) ее существенная религиозность (заданная взаимосвязанностью божественного и дискурсивно-логического Логосов), 3) ее персонализм (философ осуществляет «метафизический эксперимент», не только «пишет», но и «переживает»). Отсюда осознание Россией себя «новой Элладой», наследницей антично-христианского логизма».



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 455
АСКЕТИЗМ
Раэлиты, Клод Ворийон, люди являются клонами пришельцев, Нью Эйдж
Вакьявриттих Шри Шанкарачарья
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Любовь, люди, Лучшие мысли
ГЕНОТЕКСТ ФЕНОТЕКСТ Семиотика
ГЕССЕН Сергей Иосифович
КОНФИГУРИРОВАНИЕ
ДЕСТРУКЦИЯ Destruktion онтология Хайдеггера
Советы начинающим оккультистам Роджерс
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$16.00
End Date: Wednesday Jul-25-2018 17:55:55 PDT
Buy It Now for only: $16.00
|
12pc.(One Docen): ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN/SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$2.75
End Date: Wednesday Aug-8-2018 18:02:33 PDT
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VERDE SAN JUDAS Y VIRGEN DE GUADALUPE/GREEN SCAPULAR ST. JUDE 05571

$12.95
End Date: Tuesday Jul-31-2018 0:11:20 PDT
Buy It Now for only: $12.95
|
Sidr, Sedr, Ziziphus spina, Jujube tree leaves Powder 100g

$25.99
End Date: Wednesday Aug-15-2018 21:43:52 PDT
Buy It Now for only: $25.99
|
ANIMAL INSTINCTS SHAPESHIFTER NECKLACE Leopard Jaguar Jasper Stone Shaman Pagan

$14.88
End Date: Wednesday Aug-15-2018 11:35:07 PDT
Buy It Now for only: $14.88
|
12-San Judas Tadeo Keychains Metal Llaveros Favors St. Jude Charm Silver W/boxes

$29.99
End Date: Tuesday Aug-7-2018 9:27:49 PDT
Buy It Now for only: $29.99
|
Rosicrucian Degree #9 Extra Discourse Afflatus of the Illuminati 1-12 Rare

$39.00
End Date: Tuesday Aug-14-2018 22:38:20 PDT
Buy It Now for only: $39.00
|
12.5" Statue Santa Muerte Holy Death Grim Reaper Skull 7 Colors Siete Potencias

$55.00
End Date: Friday Jul-20-2018 12:16:49 PDT
Buy It Now for only: $55.00
|
Rajneeshpuram: Original Song Sheet Handout July 6, 1982 Masters day celebration

$13.00
End Date: Saturday Aug-4-2018 18:10:28 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
4.5" Statue Orisha Ochun Yoruba Santeria Lucumi Oshun Seven African Powers

$13.00
End Date: Friday Aug-10-2018 20:46:47 PDT
Buy It Now for only: $13.00
|
5" Elegua Statue Orisha Elewa Eleggua Santeria Lucumi African God Figure

$5.00 (1 Bid)
End Date: Sunday Jul-22-2018 17:00:00 PDT
|
3 GOLDEN RULE MARBLES WITH PAPERS AND CASES - RED, WHITE AND BLUE

$20.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Jul-21-2018 7:59:29 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Иммануил Кант Критика чистого разума Kritik der Reinen Vernunft
Критика чистого разума
"Критика чистого разума" - книга, которую каждая эпоха заново оценивает и по-своему переосмысливает.
Книга, которая остается актуальной вот уже более двух столетий. Книга, которую изучали и пытались интерпретировать абсолютно все значительные философы, творившие после Канта, и которая по сей день занимает умы ученых и писателей, моралистов и политиков.
Это opus magnum Канта, он обдумывал этот труд десять лет - а написал за несколько месяцев. Тщательно структурированное, совершенное по форме произведение, посвященное вопросам, волновавшим лучшие умы человечества с древнейших времен, - каковы источники и границы знаний и какую роль в познании мира играют чувства, рассудок и разум. 

...

Цена:
202 руб

Марк Аврелий Наедине с собой. Размышления
Наедине с собой. Размышления
Знаменитый труд императора Марка Аврелия, жившего во II веке, – одна из важнейших книг Древнего Рима. НАЕДИНЕ С СОБОЙ. РАЗМЫШЛЕНИЯ стали подлинным откровением для современников, оказали большое влияние и на развитие Западной философии. Затронутые в ней темы остаются актуальными и сегодня, поэтому записки императора-философа пользуются неизменным интересом читателя во всем мире....

Цена:
100 руб

Джон Рескин Теория красоты
Теория красоты
Джон Рёскин - выдающийся арт-критик XIX столетия, интеллектуал по призванию, общественный деятель, занимавшийся вопросами социальной несправедливости. Книга "Теория красоты" - это монолог, обращенный к читателю, в котором прославленный искусствовед рассуждает о взаимосвязи искусства и нравственности, искусства и религии, искусства и природы. В книге Рёскин не только высказывает мнение, но и обосновывает его, по-рой безапелляционно и горячо. Как он сам писал: "Говорить и действовать правдиво постоянно и неизменно почти так же трудно, пожалуй, как действовать, невзирая на угрозы и кары".

  • Эта книга для тех, кто любит искусство и ищет удовольствие от соприкосновения с мыслью вне общепринятых правил....

  • Цена:
    404 руб

    Лев Выготский Психология искусства
    Психология искусства
    Книга выдающегося психолога и теоретика искусства Льва Семеновича Выготского стала итогом его работ 1915–1922 гг. Книга готовилась к печати, однако опубликована была лишь в 1965 году, после смерти автора, и завоевала всеобщее признание. В своем исследовании Выготский обращается к классическим произведениям разных жанров. Главный вопрос, который ставит автор: что делает произведение художественным, что превращает его в творение искусства? Анализируя структуру художественного текста, Выготский воссоздает механизм его восприятия. В этом ученый видел путь, позволяющий проникнуть в тайну великих произведений искусства, узнать, в силу чего греческий эпос или трагедии Шекспира продолжают нас волновать, оставаясь для нас такой же загадкой, какой они были и сотни лет назад....

    Цена:
    142 руб

    Жан Бодрийяр Симулякры и симуляции / Simulacra et simulation
    Симулякры и симуляции / Simulacra et simulation
    СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИИ - последняя работа выдающегося философа-постмодерниста, культуролога и социолога Жана Бодрийяра. Самая полная и доступная для восприятия книга подобной тематики, с которой можно начинать погружение в мир современной философии. Автор дает наиболее развернутые определения таким понятиям, как "гиперреальность" и "симулякры", давно уже вошедшим в массовый обиход.
    Это произведение помогло множеству людей по всему миру взглянуть на нашу реальность с принципиально иной стороны, с позиции признания ее фиктивной, поддельной, "копией копии", иллюзорной субстанцией, а также вдохновила кинематографистов на создание культового фильма "Матрица"....

    Цена:
    414 руб

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель Философия духа
    Философия духа
    Труды немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) стали вершиной немецкой классической философии. Именно Гегелю удалось при помощи разработанного им диалектического метода придать учению, названному впоследствии идеализмом, вид законченной, глубоко продуманной философской системы. "Философия духа" - заключительное произведение, вошедшее в гегелевскую фундаментальную "Энциклопедию философских наук". В этой необычайно сложной работе Гегель сформулировал важнейшую в современном мире идею свободы. Объединив в едином учении этику, теорию государственного управления и религию, Гегель сумел найти в своей системе место для логического и природного, человеческого и божественного. Гегелевская философия породила мощное движение последователей - гегельянство, а из полемики с его учением выросли самые влиятельные философские течения новейшего времени: марксизм, позитивизм, экзистенциализм....

    Цена:
    90 руб

    Жан Бодрийяр Фатальные стратегии Les strategies fatales
    Фатальные стратегии
    "Фатальные стратегии" - центральная, по мнению западных исследователей, работа Бодрийяра, поскольку именно здесь он излагает теоретическую основу всех своих предыдущих и последующих работ. Кроме того, в книге анализируются такие нетрадиционные для современной философии понятия, как судьба, любовь, соблазн, терроризм, экстаз, ирония, церемониал, обсценность, ожирение и т. д. Вслед за смертью Бога, автора и человека, философ провозглашает смерть субъекта как такового и верховенство объекта. Единственную стратегию, пусть и фатальную, которую он предлагает, - перейти на сторону объекта и иронично взирать на обезумевший мир. Именно после этой книги Бодрийяра стали называть гуру и даже первосвященником постмодернизма. А голливудских кинематографистов она вдохновила на создание известного фильма "V значит вендетта"....

    Цена:
    389 руб

    Иммануил Кант Критика чистого разума
    Критика чистого разума
    Иммануил Кант - величайший философ Западной Европы, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического идеализма, внесший неоценимый вклад в развитие современной философской традиции, оказавший огромное влияние на умы европейцев и работы позднейших идеалистов - Фихте, Шеллинга, Гегеля.

    "Критика чистого разума" - фундаментальный труд Канта, ставший поворотной точкой в истории мировой научной и философской мысли....

    Цена:
    400 руб

    Бертран Рассел История западной философии History of Western Philosophy
    История западной философии
    "История западной философии" Бертрана Рассела широко известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор - крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о К.Марксе.

    Для философов, историков и всех, интересующихся историей философии....

    Цена:
    765 руб

    Николо Макиавелли Государь Il principe: Discorsi sopra la prima deca di tito livio
    Государь
    "Государь" - одна из самых интересных книг о власти, политике и обществе, принесшая ее автору Никколо Макиавелли мировую известность и славу. В своей книге он изучил государство с самых разных сторон: исследовал отношение властвующих и подвластных, различные способы организации политической власти, учреждений и законов, изучил существующие методы правления и вывел формулу идеального правителя. Споры о ней не умолкают и по сей день....

    Цена:
    569 руб

    2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования