Энциклопедия философии онлайн
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

– (ethто – народ, metod – методы, logy – 'исследование; буквально – «учение о том, как поступают народы») – радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи социологии как научной дисциплины. Среди других источников Э. можно назвать лингвистическую философию Витгенштейна и «диалектический гиперэмпиризм» Гурвича. С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки. Основные объекты критики – функционализм в лице Дюркгейма (прежде всего, его классический тезис об отношении к социальным фактам как к вещам) и Парсонса, а также – позитивизм и марксизм. Натурализму противопоставлялась феноменологическая альтернатива (перераставшая у ряда этнометодологов в герменевтическую), которая затем (в свою очередь) радикализировалась. С другой стороны, конституирующую роль для Э. выполнила не менее последовательная критика традиционной методологии, понимаемой как совокупность методов обнаружения неизменных свойств мира «фактов», а также ее гипостазированно рационалистических (приписывание «разумных» мотивов поведению индивида) и априорных (непроблематичное принятие «очевидностей») исходных допущений. Традиционной социологической методологии противопоставлялись подходы и способы работы «полевой» антропологии, предполагавшие непосредственное «включение» в жизнь исследуемых сообществ, которые затем в Э. универсализировались до общесоциальных методов ис-следовательной работы. Неудивительно, что в 1970-е (пору наибольшего «взлета» Э.) она встретила резкое неприятие со стороны университетской социологии (дело доходило до запретов на преподавание Э.). Возникновение Э. как самостоятельного направления связывают с выходом сборника статей Г. Гарфинкеля (р. 1917) «Исследования по этнометодологии» (1967). Другим крупнейшим представителем этого направления является А. Сикурел (р. 1928), концепцию которого ряд авторов рассматривает как самостоятельный проект когнитивной социологии, а также Г. Сакс, А. Блюм, П. Мак-Хью, Б. Лутар, М. Поллнер и др. Принципиально уходя от вопросов субстанциональной природы общества и не приемля как доминантную проблему условий возникновения социального порядка, Э., вслед за феноменологической социологией, актуализирует в качестве темы первостепенного внимания социологии – мир повседневности, однако делает акцент на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Реализация этой целевой дисциплинарной установки потребовала выдвижения Э. семи альтернативных классическим, методологических предположений (Дж. Тэрнер) относительно природы социального мира. Исходное допущение – стремление людей во всех ситуациях взаимодействия достичь видимого согласия относительно «релевантных черт обстановки взаимодействия» (1). Это согласие может базироваться на установках, верованиях, знаниях о природе ситуации взаимодействия (2). Оно предполагает различные практики межличностного взаимодействия и соответствующие им методы конструирования, поддержания и изменения кажущегося согласия, которые могут быть как эксплицитны, так и (большей частью) имплицитны (3). Эти практики и методы обеспечиваются восприятием (постоянно создающимся и разрушающимся) того, что ситуации взаимодействия имеют упорядоченную структуру (4). Видимость согласия есть не только результат соглашения («конвенции»), но и выражение согласия каждого из участников с «правилами и процедурами» создания и разрушения этого согласия, т.е. видимое согласие предполагает «молчаливое» подразумевание ряда допускаемых всеми условий – правил взаимодействия-общения (5). Каждая ситуация уникальна в своем роде и предполагает собственное определение в согласии, которое не может быть некритически перенесено из какой-либо иной ситуации (6). Каждый раз создавая, вновь утверждая или изменяя правила для определения ситуации, втянутые в нее люди предлагают друг другу кажущийся упорядоченным и связанным мир «вне их», побуждающий их к определенным восприятиям и действиям (7). Таким образом, обнаруживается, что любая ситуация взаимодействия проблемна, что все «очевидности» являются результатом постоянных усилий людей по их поддержанию, т.е. по созданию общего смысла, что каждый раз реально люди имеют дело с переходящими друг в друга ситуациями, по поводу которых люди и могут «договориться». Таким образом социокультурная реальность понимается в Э. как поток неповторимых (уникальных) ситуаций, схватываемых и конституируемых (определяемых) в человеческих практиках, прежде всего мыслительных и коммуникативных, редуцируемых в Э. в большинстве случаев к речевому повседневному общению. Отсюда делается кардинальный для судеб социологии вывод Э. – социальный порядок является не субстанционально «положенным» и не «предзаданным» социокультурными механизмами (ценностями, нормами, институтами и т.д.), а каждый раз конституируемым благодаря способности индивидов постоянно создавать и разрушать совокупность представлений в каждой отдельной ситуации взаимодействия и находить «методологическое» согласие в процедурах понимания, рефлексии и интерпретации в речевом (в пределе) общении по поводу легитимизации этого «социального порядка». Отсюда проистекает предельная радикализация феноменологической ориентации в социологии – с точки зрения Э., речь должна идти не о различении конструктов первого и второго порядков (вычлененных из мира повседневности и созданных на их основе), а о принципиальном единстве методов «профанов» и «спецов», задающимся общим пониманием пути, который необходимо пройти, чтобы, достигнув согласия, утвердиться в существовании «во вне» реальности. Разница лишь в том, что «спец» (социолог) призван выполнить при этом особую миссию – эксплицировать имплицитно встроенные в интерпретационные взаимодействия людей общие правила-методы-схемы. Таким образом, непосредственный предмет социологии в Э. задается как исследование процедур интерпретаций и нерефлексированных механизмов, делающих возможным понимание в коммуникации, а следовательно и саму эту коммуникацию. Это предельно радикальным образом снимает субъект-объектную проблему (как некритическое основание натуралистической социологии), делает недопустимым разрыв между предметом и языком-объектом, с одной стороны, средствами описания и методами анализа, метаязыком – с другой (полная ревизия традиционной методологии), налагает принципиальный запрет на дистанцирование исследователя в «независимого наблюдателя», в силу принципиальной его включенности в контексты повседневного общения – разговора (окончательная ревизия методического оснащения социологического исследования). Коммуникация, согласно Э., всегда содержит сверхвербальную информацию, т.к. она поддерживается неявным фоновым знанием, «по умолчанию» предполагает подразумеваемые смыслы, объединяющие участников взаимодействия. Задача социолога во многом и выполнима только за счет занятия рефлексивной позиции, позволяющей эксплицировать имплицитное, выявлять во взаимодействии когнитивные структуры, «переводить» «индексные суждения» в «объективные». Индексные суждения контекстуально и инструментально характеризуют уникальность «предметов», объективные – описывают (эксплицируют) их общие свойства, «снимая» с них ситуативные характеристики (по аналогии с процедурами типизации в феноменологической социологии). При этом акцент в объективных суждениях делается не на их значениях, а на мере универсальности в их применении. По сути, вопрос ставится о том, как в ходе коммуникации мы способны представить значения своих индексных суждений в терминах объективных признаков, приписываемых реальности «вне нас», – ведь социальный порядок поддерживается нашей способностью убедить друг друга в его существовании, нашим общим «видением». Несомненным приоритетом обладает, следовательно, «практический разум». Социологам («теоретикам») самим приходится решать эту же практическую задачу на «своем уровне» – как найти способы описания событий, приемлемые для сообщества ученых, работающих независимо друг от друга (через рефлексию общих элементов описаний). В конкретных этнометодологиче-ских исследованиях было, в частности, показано, что содержание решения (судьи, например) существует ранее, чем решение принимается. То же относится к ставимому диагнозу (например, психиатром). Точно так же текст приобретает осмысленность только тогда, когда уже известен «правильный» подход к нему. В дальнейшем разворачиваются лишь процедуры ретроспективного и контекстуального определения этого решения, диагноза, прочтения, выявление оснований, делающих их «правильными». Рефлексия предполагает «знание» исходной точки начала движения (от непроявлен-ного смысла) и предполагаемого конечного продукта (эксплицированного смысла или порядка отношений различных значений). Объективные суждения суть лишь инструмент и метод преодоления уникальности конкретных ситуаций, приписывания им наших значений и смыслов, т.е. унификации и типизации ситуаций и объективизации своих описаний в качестве квазикатегорий. Таким образом, научное знание есть «инобытие» тематизированного и проясненного повседневного опыта (здравого смысла), объективация и онтологизация индексных суждений, выявление имманентной радикальности обыденной жизни. («… поддержание впечатления социального порядка есть никогда не прекращающаяся деятельность»). А. Сикурел усилил этот тезис, переинтерпретировав саму деятельность в «активность толкования значений», когда сама попытка стимулировать (например, социологическая практика) или избежать толкования уже сама по себе есть «толковательная» операция на основе «само собой разумеющихся» правил (но не «само собой разумеющихся» субстанционализированных «очевидных» знаний – выпад в сторону феноменологической социологии). Социальность тогда (как продукт взаимодействия) есть следствие, выводимое из отношения между «поверхностными» (нормы повседневной жизни как «данность») и «интерпретационными» («глубинными») правилами как внутренней структуры первых, так и основанием возможности любых значений, определяющим закономерности возникновения и функционирования последних: «интерпретационные правила нельзя усвоить в воспитании и обучении». Наоборот, они делают возможными и воспитание и обучение. При своей контекстуальности значения не переоткрываются каждый раз заново, а лишь получают новое звучание в конкретике ситуаций, т.е. фактически – они инструменты, используемые разными способами в конкретике «случаев». Задача речевых практик состоит в «переводе» многомерных (объемных) восприятий в одномерность (как основы взаимопонимания) речи. Тогда любые конституирующие социальную реальность взаимодействия есть трансляции – переводы восприятий в словесные описания. Описания событий никогда же не будут совпадать с самими событиями, обрекая людей на необходимость перманентного создания «впечатления социального порядка». Таким образом, Э. окончательно выявила возможности иного способа «социологизирования», постулированного в понимающей социологии и разработанного в феноменологической социологии и социологии знания, как альтернативы классической социологии.



источник: Философский словарь, Грицанов Филослов.ру


просмотров: 530
ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф
СТРУКТУРАЛИЗМ
Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
Шри Шанкарачарьи Субба Роу
Стиль, стихотворения, Лучшие мысли
Ясперс об истории и 'осевом времени.'
Ненасильственная цивилизация Махатмы Ганди
Университеты и ордена
АСКЕТИЗМ
АЗЕИТЕТ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Sidr Leaf Leaves Ruqyah, Roqya, Destroy Magic and Evil Eye. USA SELLER !!!!!

$11.99
End Date: Friday Feb-1-2019 11:32:19 PST
Buy It Now for only: $11.99
|
NEW GRAN TAROT DE LOS ANGELES CON 78 ARCANOS CON INSTRUCCIONES A COLOR INCLUIDAS

$12.00
End Date: Wednesday Feb-20-2019 4:51:40 PST
Buy It Now for only: $12.00
|
Genuine Coffin Nails From New Orleans Cemetery

$29.99
End Date: Tuesday Feb-5-2019 16:51:30 PST
Buy It Now for only: $29.99
|
Jesus Malverde Statue Angel Sinaloa Mexico Religious Figurine Narco Saint Malver

$9.50 (5 Bids)
End Date: Thursday Jan-31-2019 16:26:45 PST
|
1760 UNIVERSAL THEOLOGY for use of Theology Degree Students

$8.10 (1 Bid)
End Date: Thursday Jan-24-2019 7:46:11 PST
|
BOHO GYPSY Good Luck Feather Wand with Hamsa Fatima Hand Comes with COA

$37.00
End Date: Friday Feb-22-2019 3:04:50 PST
Buy It Now for only: $37.00
|
Orisha Yemaya Statue African Yoruba Deity Santeria Religious Statue about 11 in 

$20.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jan-27-2019 17:30:06 PST
|
mormon temple garments/ underwear size L (brand new)

$2.75
End Date: Saturday Feb-2-2019 16:41:11 PST
Buy It Now for only: $2.75
|
ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN CAFE/BROWN SCAPULAR MOUNT CARMEL 01455

$35.00
End Date: Monday Feb-11-2019 11:39:38 PST
Buy It Now for only: $35.00
|
OHSO Bhagwan Shree Rajneesh Tantra Heart Sutra Life Love Laughter Book lot

$7.50
End Date: Thursday Jan-24-2019 11:43:29 PST
Buy It Now for only: $7.50
|
10 pc ESCAPULARIO VIRGEN DEL CARMEN/SCAPULAR MOUNT CARMEL 

$20.00 (0 Bids)
End Date: Wednesday Jan-23-2019 18:48:51 PST
|
Narcotics Anonymous Collectable Plate

$8.97
End Date: Friday Feb-22-2019 10:11:47 PST
Buy It Now for only: $8.97
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Философия
 
Эрих Фромм Иметь или быть? Haben Oder Sein?
Иметь или быть?
В своей знаменитой работе "Иметь или быть?" Эрих Фромм наглядно демонстрирует, к чему приводят отношения, сформированные по принципу "Ты - мне, я - тебе", и пытается ответить на вопрос, который в конечном итоге встает перед каждым: что все-таки важнее - обладание предметами материальной культуры или истинное, осмысленное бытие, когда человек по-настоящему проживает каждое мгновение своей жизни, осознавая его и наслаждаясь им во всей его полноте....

Цена:
177 руб

Артур Шопенгауэр Метафизика половой любви
Метафизика половой любви
В настоящий сборник произведений выдающегося немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра включены фрагменты из его основного труда "Мир как воля и представление", которые можно интерпретировать как своеобразный комментарий автора к понятию "Мировой воли" - центральному в его философской системе. Публикуемые тексты знакомят читателя с этическими воззрениями Шопенгауэра, с его истолкованием сущности половой любви, его пониманием смерти и смертности человека. Страх перед ничто и неистребимая жажда жизни, метафизика страдания и сила инстинктов, многообразие самопроявлений реального (воли) в привычной иллюзорности мира - таков круг интеллектуальных сюжетов, составляющих содержание данной книги....

Цена:
104 руб

Б. Рассел История западной философии. В 2-х томах. Том 2 A History of Western Philosophy
История западной философии. В 2-х томах. Том 2
"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее «работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений». Классическая Эллада и Рим, католические "отцы церкви", великие схоласты, гуманисты Возрождения и гениальные философы Нового Времени - в монументальном труде Рассела находится место им всем, а последняя глава книги посвящена его собственной теории поэтического анализа....

Цена:
182 руб

Б. Рассел История западной философии. В 2-х томах. Том 1 A History of Western Philosophy
История западной философии. В 2-х томах. Том 1
"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее «работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений». Классическая Эллада и Рим, католические "отцы церкви", великие схоласты, гуманисты Возрождения и гениальные философы Нового Времени - в монументальном труде Рассела находится место им всем, а последняя глава книги посвящена его собственной теории поэтического анализа....

Цена:
185 руб

Эрих Фромм Искусство быть
Искусство быть
Кто мы? Зачем? Смысл жизни — или, точнее, смысл бытия — основной вопрос всей мировой философии. "Быть иль не быть?" — вопрос вопросов, заданный некогда Гамлетом. "Быть", — отвечал Эрих Фромм в одной из главных своих работ —"Искусство быть". Но если быть, то как? И каким? Фромм считал любовь искусством, доступным каждому. Но если любовь — искусство, значит, искусство — и бытие?...

Цена:
414 руб

Платон Апология Сократа. Диалоги
Апология Сократа. Диалоги
Платон - великий античный философ, оказавший сильнейшее воздействие на историю человеческого духа. Именно с него начинается формирование научного мышления в строгом смысле этого слова. В настоящее издание вошли диалоги "Апология Сократа", "Критон", "Протагор" и другие. Также в издание включена статья выдающегося русского философа Владимира Соловьева "Жизнь и произведения Платона"....

Цена:
119 руб

Леонард Корен Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers
Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей
О книге

Ваби-саби — это квинтэссенция японской эстетики. Это красота вещей несовершенных, недолговечных и незавершенных. Красота, которая живет в скромности и простоте.

Красота, чуждая условностям.

Эта книга — твердое напоминание, что именно то, что вы пытаетесь создать, не будет полным, пока что-то в этом процессе или результате не будет несовершенным. И что истинная красота заключается не только в этом несовершенстве, но и в его принятии.

Ваби-саби призывает нас перестать гнаться за успехом — деньгами, статусом, властью и роскошью — и наслаждаться необремененностью жизни.

Для кого эта книга

Для всех, кто занимается творчеством и интересуется новыми стилями и концепциями.

Для всех, кто хочет жить осознанно.

...

Цена:
1199 руб

Джулия Эннес Античная философия. Очень краткое введение Ancient Philosophy: A Very Short Introduction
Античная философия. Очень краткое введение
Традиция античной философии - давняя, богатая, разнообразная, в ней постоянно слышится мотив полемики и спора. Цель книги - познакомить читателей с темами философских споров и их выводами. Автор книги ставит перед собой задачу донести до современников живое дыхание античной философии во всем многообразии ее тем и стилей, не стараясь преподнести ее как наследие Великих Мыслителей....

Цена:
22 руб

Внутренний Предиктор СССР Мёртвая вода. От "социологии" к жизнеречению (подарочное издание)
Мёртвая вода. От "социологии" к жизнеречению (подарочное издание)
Концепция общественной безопасности "Мёртвая вода". От "социологии" к жизнеречению (представленная в редакции 2018 года) издана сторонниками КОБ.
Книга издана в подарочном исполнении и поставляется упакованной в термоплёнку. Текст отпечатан на дорогой высококачественной бумаге, имеется золотое тиснение, используется переплётный материал голландского производства, два разноцветных ляссе.

Для тех, кто не может выделить время на прочтение печатного издания «Мёртвая вода», отражающего идеологию КОБ, в сети есть аудиокнига. Однако всё же рекомендуем вдумчиво изучить материал, чтобы правильно понять смысл. Судя по отзывам наших читателей, это издание для думающих людей.
Исследователь всемирной истории и доктор экономических наук Виктор Ефимов на своих лекциях часто цитирует отрывки из книги "Мёртвая вода". Он старается привлечь внимание ко многим проблемам современности и минувших лет, помогая понять суть произошедших событий, их причины.

Концепцию "Мёртвая вода" пропагандировал с 1994 г. генерал Петров. С его слов, содержание этой книги откроет секреты человеческой истории, а также суть происходящих сегодня процессов.
Коллектив авторов ВП СССР и издатели этой редакции надеются, что книга "Мёртвая вода" будет интересна как сторонникам КОБ, так и всем людям доброй воли, которые интересуются вопросами управления, развитием русской общественной мысли, социологической, философской и исторической проблематикой. Её понимание подтолкнёт общество к скорейшему преображению в русле Божьего промысла....

Цена:
1599 руб

Лев Выготский Психология искусства
Психология искусства
Книга выдающегося психолога и теоретика искусства Льва Семеновича Выготского стала итогом его работ 1915–1922 гг. Книга готовилась к печати, однако опубликована была лишь в 1965 году, после смерти автора, и завоевала всеобщее признание. В своем исследовании Выготский обращается к классическим произведениям разных жанров. Главный вопрос, который ставит автор: что делает произведение художественным, что превращает его в творение искусства? Анализируя структуру художественного текста, Выготский воссоздает механизм его восприятия. В этом ученый видел путь, позволяющий проникнуть в тайну великих произведений искусства, узнать, в силу чего греческий эпос или трагедии Шекспира продолжают нас волновать, оставаясь для нас такой же загадкой, какой они были и сотни лет назад....

Цена:
147 руб

2013 Copyright © FiloSlov.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования